Пермь, 16 апреля – АиФ-Прикамье. В пермской «Арт-резиденции» до 4 мая открыта выставка «По дорогам революций» Юрия Козырева. Более ста снимков отразили события «арабской весны» в пяти странах Африки и Ближнего Востока так, как их видел один из ведущих современных военных фотокоров. Пермяки стали первыми российскими зрителями, кто увидел эту фотохронику на родине автора.
Дизайн выставки в пермской «Арт-резиденции» уподоблен журнальной вёрстке. Полноцветные фото помещены на абсолютно белом фоне, будто на глянцевых страницах. Над разделами надписи в стиле журнальных заголовков, от названий веет морским туристическим ветром и пороховой гарью: «Египет», «Ливия», «Тунис», «Йемен», «Бахрейн». Снимки снабжены перепечатками публикаций в журналах и расшифровками эфиров «Эха Москвы». «По дорогам революций» уже видели в семи странах, но сам автор впервые увидел её в Перми. Как заметил Юрий Козырев, ему даже непривычно видеть эти снимки на стенах выставочного зала... За рубежом она открывалась без него.
...Спящие люди на знаменитой площади Тахрир в Каире. Повстанцы, размахивающие автоматами, стоя на прекрасном в виду шоссе, не чета некоторым российским дорогам. Двое молодых людей, воздевших правые руки с отрубленными кистями – то ли заложники, то ли фанатики; то ли демонстрируют доказательства истязаний, то ли настаивают «Они не пройдут!» Пожилой мужчина с потерянным взглядом, смотрящий в пробитую снарядом стену, поверх которого натянули... праздничную гирлянду из разноцветных лампочек. Озадаченные подростки в груде развороченной арматуры на развалинах, видимо, школы. Один из персонажей прямо современный Че Гевара – на фоне красно-чёрно-зелёных флагов устремленное куда-то ввысь лицо мужчины с повязкой на лбу, только глаза неестественно налиты белым и закачены под лоб. Так и есть, поясняет автор, то был слепой на демонстрации где-то в Йемене. Организаторы выставки на всякий случай снабдили её пометкой «для детей старше шестнадцати»: на некоторых снимках достаточно крови и мёртвых тел.
Москвич по прописке Юрий Козырев более известен на Западе, чем на родине. С самого начала он был свидетелем всех ключевых событий «арабской весны» в странах Северной Африки и Ближнего Востока, и его снимки размещали ведущие западные издания.
Один раз три дня не мог улететь из Триполи – трое типов с автоматами заявили, что «закрыли» аэропорт. И все – женщины, дети, пожилые – были вынуждены ждать, пока эта компания накуражится.
Досье | |
---|---|
Юрий Козырев, 50 лет. В восьмидесятые годы объехал дальние регионы страны от Крайнего Севера до Хакасии. В девяностые специализировался на освещении «горячих точек». Работал на обеих чеченских кампаниях. Сразу после 11 сентября 2001 года отправился в Афганистан, где запечатлел падение Талибана. Около восьми лет пробыл в Ираке, освещая ход кампании и наблюдая за послевоенной жизнью. С начала 2011 года – в арабских странах Африки и Ближнего Востока. Обладатель шести премий World Press Photo, а также Frontline Club’a и других престижных профессиональных премий. |
«В Ливии сейчас положение, когда нет правительства, – рассказывает сам Юрий Козырев. – Власть сейчас у того, у кого оружие. Обладающий автоматом может объявить себя президентом квартала или нефтяной вышки. А те, кому все это выгодно, просто выжидают момента, когда смогут дальше качать нефть. Россия избрала разумную позицию невмешательства в их дела: поскольку, в отличие от Ирака, где просто попытались извне насадить американские ценности, в этих странах революции шли снизу. Я видел «их» поблизости – большая часть просто негодяи, и к проявлению внимания со стороны относятся иждивенчески. То, как они убили Каддафи, говорит об их «ценностях» лучше всяких их слов».
Тахрир, по словам Козырева, нынче в Египте уже ругательное слово.
И двойные стандарты, по словам фотокора, обычное дело. Характерный пример – Бахрейн. Основное население – мусульмане-шииты, но правящая королевская семья – сунниты. Шиитское большинство живёт под её властью не бедно, но ущемлено в избирательных и иных гражданских правах. Под влиянием «весны» народ всколыхнулся. Но в отличие от остальных стран, там возмущение было подавлено. И более не поднимется: в Бахрейне стоит 5-ый флот США.
«Штаты будут ворчать по поводу поставок Россией оружия Сирии, при том, что сами делают то же самое, – свидетельствует фотограф. – Бахрейн напичкан американским оружием. Где им нужно, они вмешиваются, где не нужно, – мешают».
«По дорогам революций» демонстрировалась в Грузии, Хорватии, Франции, Италии, Греции, Испании, США, но из российских зрителей первыми эту выставку повезло увидеть пермякам – благодаря пермским друзьям фотографа, заполучившим вернисаж прежде Московского дома фотографии (в Москве в 2000 году проходила выставка работ фотокора, сделанных в Чечне. – прим. ред.). Выставка работает до 4 мая, вход на неё свободный.
Сам же фотокор сделает в Перми паузу от «горячих точек». У нас Козырев начинает работу над проектом «Рожденные не в СССР». Это аудиовизуальный проект по изучению внутреннего мира и духовных ценностей поколения, выросшего в атмосфере после падения социализма. По итогам запланирована мультимедийная выставка.
Читайте также: Фоторедактор онлайн