Углубляясь в длинные извилистые коридоры запасных фондов галереи, скрытые от глаз простых посетителей, легко заблудиться. Да и попасть туда фактически невозможно: для этого нужно получить специальный пропуск. Каждая дверь, которая встречается по дороге, закрыта на ключ, а также на ней установлен магнитный блокиратор, открывающийся с помощью специального пропуска. На некоторых дверях нанесены из воска именные печати хранителей той или иной коллекции.
Фонд деревянной скульптуры расположился в двух небольших помещениях. Несмотря на отсутствие специальной техники, поддерживающей подходящую температуру, это место идеально подходит для хранения дерева благодаря толстым стенам экс-собора, не пропускающим ни свет, ни влагу.
«На самом деле, места не очень хватает, – признается Евгения Шабурова, хранитель коллекции Пермской деревянной скульптуры. – Однако пока решаются вопросы о переезде музея, все будет расположено здесь. Что поделать? Привыкла уже! Комфортно».
Всего в запасе и в представленной перед гостями экспозиции – около 500 скульптур. К слову, основная коллекция выставлена на третьем этаже в подкупольной части галереи. Там представлено более 60 предметов: в основном, иконостасная скульптура. Большая часть была собрана в 1920-е годы во время экспедиции по северу Пермского края.
Самые ранние сюжеты – это изображение Николая Можайского с мечом и церковью в руках, защитника православной веры. Очень много представлено так называемых «Сидящих Спасителей». Большая часть скульптуры не вошла в постоянную экспозицию и одиноко расположись на лавочке в запасном фонде.
«Мы иногда делаем замены в экспозиции. Но меняем достаточно редко, так как наверху представлено все самое лучшее, отражающее определенное развитие традиционной православной резьбы и географию ее распространения. Естественно, в фонде также есть очень хорошие скульптуры», – рассказывает хранитель.
Каждый экземпляр помечен специальной маркировкой – указан номер в соответствии с инвентарной книгой, главным учетным документом галереи.
До наших дней дошли имена резчиков, создававших Пермскую деревянную скульптуру. К примеру, в 19 веке в деревне Габова Карагайского района жил мастер Никон Кирьянов. Он не был профессиональным художником; для него это было как хобби. Распятие, окруженное 34 головами Херувимов – одна из его неподражаемых работ, на данный момент хранящаяся в фонде.
В 2010 году был беспрецедентный выезд деревянных скульптур в Лион (Франция). Около 40 изображений «пермских богов» отправились за пределы края.
«Мы хотели бы чаще демонстрировать наше достояние другим странам или соседним регионам. Но не каждый музей готов платить за такие выставки, так как транспортировка наших деревянных скульптур обходится в солидные деньги», – грустно говорит Евгения.