21 июня в Перми прошёл пресс-показ премьеры Дягилевского фестиваля – спектакля-путешествия «Седьмая печать» (16+). Постановка создана по мотивам пьесы и фильма (1957) Ингмара Бергмана. Режиссёром выступил Фёдор Федотов. Как это было, рассказывает сайт perm.aif.ru.
Путь на представление
Начался спектакль ещё в автобусе, который и должен был отвезти зрителей на место – площадкой для постановки стало нефтегазохимическое предприятие «Сибур». Именно там происходит основное действие.
По пути зрители слушали спектакль в формате аудио. По словам режиссёра Фёдора Федотова, решение начать пьесу ещё в автобусе родилось на стыке художественного и практического замысла. С точки зрения практической, необходимо было занять время поездки до завода, как-то погрузить зрителя в атмосферу спектакля, и сделать это, безусловно, удалось.
— Кто ты?
— Тот, имя которому Смерть.
— За мной?
— Я давно уже следую за тобой по пятам.
Спокойные, размеренные диалоги звучат как встреча со старым знакомым, а не самой Смертью, отчего представить героев, их шахматную партию, становится очень легко. По словам режиссёра, в пьесе не было этих диалогов, но он посчитал нужным их вставить, и, чтобы не нарушать повествование, приняли решение пустить их ещё в автобусе, а не на основной площадке. Кроме диалогов в дороге зрителей сопровождало оперное пение.
«Так обычно всегда – на стыке необходимости и художественного замысла рождается то или иное решение», — пояснил Федотов.
Автобус проехал промышленные объекты. Перед глазами зрителей – много зелени. Герой тем временем ставит смерти шах. Она торопит, а он говорит, что не стоит спешить.
«Когда тебе надоест задавать вопросы?» — спрашивает Смерть у рыцаря. У зрителя же вопросов их возникает всё больше, ведь ответов она не даёт, оставляя лишь лёгкое разочарование от исхода этой шахматной партии.

Под звуки оперного пения автобус подъезжает к предприятию. Лишь объехав всю территорию, зрители, а вернее, пока ещё слушатели, покидают транспорт. Дальше действие происходит в ангаре завода. Зрителям выдают аудиогид, и все заходят в огромное тёмное помещение. Сам ангар выступил своеобразной декорацией к спектаклю, как и сам проезд по территории предприятия.
«Конечно, на действующем заводе непросто выпускать театральную продукцию, потому что, как известно, искусство – это некий поток хаоса. На предприятии с этим очень сложно, потому что завод – это абсолютный порядок. И соединить хаос и порядок — самое, наверное, сложное. И, конечно же, освоение не театрального пространства — это определённый вызов и довольно интересная задача», — рассказал режиссёр спектакля.

Внутри ангара расположены семь пространственных инсталляций, внутри которых актёры без слов – одним лишь танцем – отыгрывают свои роли, передавая состояние своих героев взглядами, жестами и движениями – то резкими и обрывистыми, то медленными и плавными.
Сюжет
Действие «Седьмой печати» Ингмара Бергмана, по мотивам которой и поставлен спектакль, вдохновлён фреской, которая навеяна эпидемией чумы, опустошившей многие провинции. Рыцарь Антониус Блок и его оруженосец возвращаются из крестового похода. По пути их встречает Смерть, и рыцарь предлагает ей сыграть в шахматы. Его мучают сомнения в том, существует ли Бог и Дьявол. Смерть соглашается на партию.

Игра продолжается на протяжении всего путешествия рыцаря. В конце концов смерть побеждает, и обещает, что при следующей встрече заберёт Блока и его спутников. Эту часть спектакля – или, скорее, его предысторию – зрители узнают ещё в автобусе.
Танцы в пламени
А вот на самом заводе уже начинается путешествие рыцаря и его оруженосца. Они встречают остальных героев. С каждой новой локацией и сценой персонажи раскрываются. Их истории передаются не только в диалогах, но и в танце.
Когда зрители заходят в промышленные помещения, несколько человек стоят спиной в чёрных рясах, в центре дверь, звучит напряжённая музыка. Люди начинают идти вперёд, а дверь медленно открывается. Из неё выходит женщина, рассказывает о чуме, просит не подходить ближе так, что сначала кажется, что адресовано это зрителям. Во второй инсталляции девушка будто танцует, сгорая в пламени. Её голос становится быстрее, движения резче.

Одна из самых интересных и светлых локаций – детская комната. В ней можно разглядеть колыбель, лошадь-качалку и книги. Актёры садятся, а девушка в белом платье рассказывает историю девы Марии и рождения Христа. Она словно ловит пальцами синий свет, а он перебегает по её рукам, ярко отсвечивая в темноте.
«Вы достигли исходного пункта, приграничного камня», — звучит фраза, когда зрители и актёры, приближаясь к финалу спектакля, добираются до нескольких больших камней, к которым ведёт дорожка из сухих цветов.
В финале актёры танцуют, замирая в статичных позах, которые вскоре сменяются на резкие движения. Хаотичный танец постепенно обретает синхронность и определённые фигуры. Один из героев проходит сквозь толпу зрителей, а за ним и остальные идут обратно, к самой первой двери. Музыка тянется, постепенно затихая, и актёры замирают – как и в самом начале.

«Это дорога к жизни, какой-то примат жизни над смертью. Это спектакль для размышления», — поделился Федотов в ответ на вопрос о том, что ему хотелось донести до зрителя.
Министр культуры Пермского края Алла Платонова, комментируя увиденное, назвала спектакль очень философским.
«И после финала хочется погрузиться в себя, побыть в этом состоянии, — поделилась своими впечатлениями Алла Платонова. — Мне кажется, это самое главное, что делает спектакль успешным: когда ты не просто с холодным носом, равнодушно выходишь и можешь дальше продолжать дышать, а когда спектакль вызывает эмоции, переживания, в каком-то смысле меняет тебя, может быть, ты по-другому начинаешь смотреть на окружающий мир. Ожидаешь от искусства именно этого эффекта».
