Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса в банке «Открытие», входит в группу ВТБ) проанализировали результаты продаж китайских авто по итогам ноября 2023 года. Ростом продаж в ноябре отметились только тройка лидеров из топ-10 чайна-марок. Это привело к тому, что немало чайна-марок стали снижать цену популярных моделей и возвращать весомые поддержки по trade-in и F&I. Настало время покупать.
В ноябре лучше всего раскупали автомобили Haval. Было продано 14,4 тысячи машин (+12%). При этом кроссовер Jolion (6,1 тысячи продаж авто) сохранил статус самой популярной иномарки. Благодаря поддержкам дистрибьютора эта модель остаётся в числе тех немногих кроссоверов, которые можно купить дешевле двух миллионов рублей. А российская сборка позволяет машине оставаться участником ряда госпрограмм. Очень неплохо (почти по две тысячи машин в месяц) раскупали кроссовер Dargo. Вполне тепло рынок принял и новинку текущего года – вседорожник M6 (1,8 тысяч продаж в ноябре).
С Chery ситуация более сложная. Сегодня на рынке представлены уже пять суббрендов. В результате внимание и бюджеты потребителей распыляются по разным маркам (Exeed, Jaecoo, Kaiyi, Omoda, Jetour). Поэтому общее количество продаж материнской Chery уже не растёт прежними двузначными темпами. И всё же, группе Chery такая разносторонняя атака на рынок с помощью, похожих моделей в разных «обёртках» выгодна. Погоду бизнесу Geely (10,6 тысячи а/м, +1%) продолжали в последний месяц осени делать всего две модели – вседорожники Monjaro и Collray, продажи которых каждый месяц доходили до 3000 тысяч штук каждой модели. Однако Monjaro часто продолжали ввозить по каналам параллельного импорта из Киргизии. Даже после повышения утильсбора покупатель такой машины экономит до 700 тысяч рублей. В свою очередь паркетник Coolray в октябре пережил обновление и подорожал почти на полмиллиона рублей. При таких амбициях машина рискует растерять немало своих поклонников. Освободившуюся нишу тут же занял Belgee X50. По сути, это тот же дорестайлинговый Coolray, только с ценниками 2,2-2,3 миллиона рублей. Его производство наладили в Белоруссии.
Бренд Changan (6,6 тысячи продаж автомобилей, +4% к октябрю) также показал, что подходит к российскому рынку наиболее гибко. В гамме марки более десятка моделей, которые стараются привлекать клиентов в широком (от 1,7 до 4 миллионов рублей) диапазоне цен. В то же время марке Jetour (1,7 тысячи, -10%), уверенно стартовавшей в начале года, сложно бороться с «китайцами»-лидерами. Догнать по популярности хотя бы бренды Exeed и Omoda (у каждого почти 4,1 тысячи продаж автомобилей в ноябре) Jetour пока вряд ли сможет. Нет такой перспективы и у SWM. Первые кроссоверы этой марки наш рынок ждал еще в мае текущего года, но получил в ноябре. Пока их продажи штучные. Первоначальные привлекательные ценники «Автотора» на эту продукцию оказались на деле не столь «вкусны» – от 2,6 миллиона рублей.
Другие бренды завода в Калининграде тоже пока не блещут высокими объёмами продаж. Понятно, что на этом фоне планы завода по сбыту в 2023 году 70 тысяч машин выглядят излишне амбициозными.
В целом из первой десятки наиболее успешных на нашем рынке «китайцев», у семи в ноябре продажи или почти не росли, или даже снижались.
«В третьей декаде ноября можно было заметить, что в борьбе за долю рынка ведущие чайна-марки стали снижать цены по ряду моделей и возвращать весомые – в несколько сотен тысяч рублей - поддержки по trade-in и F&I, дарить зимние шины. И декабрь на старте уже отметился ростом активности клиентов, которых привлекли в шоу-румы более гуманные ценники. Для тех, кто давно откладывал покупку наступило хорошее время поторговаться и получить машину с неплохим дисконтом. В январе тот же период еще не закончится, но дилерам будет легче создавать срочность, показывая клиентам новые ценники на товар, ожидаемый к поставке», - рассказала руководитель банка Марина Дембицкая.