Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) и «АвтоБизнесРевю» проанализировали, как изменялись дилерские сети в России в течение трёх кварталов 2023 года. Выяснилось, что к началу октября уже 10 китайских марок имеют в активе более сотни салонов. Лидерство в зачёте брендов по числу шоу-румов сохранила Сhery (197 локаций). При этом из 1 137 салонов, открытых в нашей стране с начала года, 977 торгуют китайскими марками. Это 9 из 10 шоу-румов. Всего на начало октября в России насчитывалось 1 926 китайских салонов. Они заняли более половины официальной дилерской сети.
Больше всех салонов сейчас у компании Chery (197). Однако о серьезном росте в этом году речи уже не шло. Марка начала отсеивать тех дилеров, которые, по её мнению, ведут бизнес недостаточно эффективно. И с начала года на 27 открытий у неё пришлось 14 закрытий.
Марка Geely, прежде придерживающаяся у нас довольно консервативной политики, в этом году наращивает количество дилеров куда активнее. К началу октября её сеть увеличилась до 172 салонов, 34 из которых появились в 2023 году.
Замкнул тройку лидеров – Changan (155 салонов, 43 открытия). В Китае, это одна из ведущих марок. Есть вероятность, что она может стать таковой и в России.
Большая часть салонов Omoda получила франшизы в России ещё в прошлом году, а в 2023 году - продолжила развитие. По итогам 3 кварталов у компании работает 151 шоу-рум. Почти столько же - у ещё одной «родственницы» Chery, марки Jaecoo (146 шоу-румов). Нашли свое место в десятке лучших и два других суббренда этого же семейства – Jetour (119 салонов) и Exeed (105).
Марка Haval периодически становится лидером по продажам в отечественном авторитейле, но по размерам сети пока находится всего лишь на седьмом месте (134 салона). В свою очередь FAW, прежде зарабатывающая в России на грузовой технике, сейчас, похоже, проявила активность и в легковом сегменте (145 шоу-румов). Отметим и JAC (116 шоу-румов). Напомним, что, если бы не эта марка, у нас, возможно, не было бы «Москвича» и Sollers.
«В оставшиеся три месяца текущего года Китай, по нашим оценкам, увеличит свое присутствие в России. Под автоконцерны из Поднебесной уже начали переформатировать даже державшиеся «на плаву» дольше всех салоны Kia и Hyundai. Однако самые привлекательные места для торговли по большей части уже распроданы. При этом наиболее дальновидные авторитейлеры не спешат отдавать весь бизнес под чайна-марки. Сохраняется еще немало локаций премиальных немецких брендов Audi, BMW, Mercedes-Benz, а также всегда востребованных у нас японских марок Mazda, Mitsubishi и Toyota, которые дилеры заполняют машинами самостоятельно», - прокомментировала ситуацию руководитель банка Марина Дембицкая.