Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) и агентства «АВТОСТАТ» провели совместное исследование российского рынка легковых автомобилей с пробегом и определили его финансовую ёмкость по итогам октября 2023 года.
Результаты исследования показали, что в середине осени жители России потратили на покупку подержанных автомобилей 518 млрд рублей, это на треть больше, чем в октябре годом ранее, но чуть меньше, чем в сентябре 2023 года. Финансовая ёмкость вторичного рынка падает второй месяц подряд. В октябре было куплено 489,1 тыс. автомобилей с пробегом. Это на 11,9% больше, чем год назад, но на 4% меньше, чем в сентябре. Всего за 10 месяцев 2023 года жители нашей страны на покупку подержанных автомобилей потратили 4,84 трлн рублей.
«Старые» машины забрали 40% всех денег
На сегодняшний день больше всего покупают «возрастные» автомобили - от 10 лет и старше. По итогам октября на них было потрачено 200,5 млрд рублей. Это 38,7% от общей суммы. Увеличилась и доля более «свежих» машин (возрастом до 5 лет). Если в сентябре она составляла 30,8%, то в октябре — уже 31,1%. В середине осени их покупка обошлась в 161 млрд рублей.
Меньше всего денег было потрачено на автомобили в возрасте от 5 до 9 лет. Такие машины обошлись россиянам в 156,5 млрд рублей.
В деньгах выиграли только отечественные марки
В октябре по сравнению с сентябрем снизились затраты у всех участникам рынка, кроме российских брендов. В середине осени россияне купили автомобилей с пробегом отечественных марок на сумму 41,6 млрд рублей. И только российские бренды показали рост (+1% к сентябрю). Как следствие, их доля в финансовой ёмкости тоже увеличилась. Если в сентябре она составляла 7,8%, то в октябре — 8%.
А вот японские бренды потеряли в деньгах больше всех. В середине осени на покупку подержанных «японцев» ушло 172,5 млрд рублей. Это на 3,5% меньше, чем в начале.
По затратам на вторичном рынке лидерство сохраняют «европейцы». В октябре на их покупку было потрачено 185,8 млрд рублей. Это 35,9% от всей суммы денег. Подержанные «корейцы» обошлись в 76,7 млрд рублей (доля — 14,8%), «американцы» — в 30,9 млрд рублей (6%), а «китайцы» — в 10 млрд рублей (1,9%).
А в плюсе – только В-класс
За месяц только у автомобилей с пробегом В-класса был отмечен прирост продаж. Так, в октябре их покупка обошлась новым владельцам в 81,8 млрд рублей. Это на 0,3% больше, чем в сентябре.
Остальные сегменты вторичного рынка в октябре показали падение, а сильнее всего в денежном отношении «пострадали» купе и кабриолеты (-9,9%).
Больше всего денег жители нашей страны тратят на автомобили с пробегом сегмента SUV. На них в октябре ушло 242,5 млрд рублей. Таким образом, на долю б/у кроссоверов и внедорожников пришлось 46,8% всей финансовой ёмкости рынка (в сентябре было 47,2%).
Что касается остальных сегментов, то 50-миллиардную отметку на «вторичке» также превзошли автомобили С- и D-класса (61,2 млрд и 52,2 млрд рублей соответственно). При этом доля каждого из них в октябре составила не менее 10%. Для сравнения - у других сегментов она не превысила 5%.
«С приходом осени вторичный рынок пошёл на убыль, снижаясь уже второй месяц подряд. В связи с этим сокращается и его финансовая ёмкость — тоже на протяжении двух последних месяцев. Тем не менее, она еще не опустилась ниже «психологического» рубежа в полтриллиона рублей», — отмечает руководитель банка Марина Дембицкая.
«По сравнению с предыдущим месяцем в октябре снизились затраты на покупку подержанных машин всех брендов, за исключением отечественных. Во многом это связано с тем, что во второй месяц осени только автомобилям с пробегом В-класса удалось показать рост в денежном отношении. Ведь львиная доля российских марок на «вторичке», в основном LADA, представлена именно в этом сегменте», — объясняет исполнительный директор аналитического агентства Сергей Удалов.