Один из важных индикаторов, насколько успешно развивается и хорошо себя чувствует промышленность в том или ином регионе, – это объём грузоперевозок железнодорожным транспортом. По этому показателю Пермский край уже четвёртый месяц занимает третье место в России.
И снижать обороты ведущие предприятия Прикамья не собираются. Так, до 2025 года ОАО «РЖД» планирует увеличить погрузку продукции только предприятий Верхнекамья почти на 60 %. Планы серьёзные. И они потребуют развития железнодорожной инфраструктуры в нашем регионе. Этот вопрос обсудили на расширенном Совете директоров промышленных предприятий края. Его 17 октября на Пермском инженерно-промышленном форуме провёл губернатор Максим Решетников.
Год рекордов
Открывая совет, глава региона сообщил, что за девять первых месяцев этого года промышленное производство в крае выросло на 2,9 %.
«Это хорошие темпы роста. Всего же за последние три года объём промышленного производства в Прикамье увеличился на 9 %. И потенциал у нас большой. До 2024 года в регионе планируется воплотить 78 инвестиционных проектов в промышленности, благодаря которым создадут почти 10 тыс. рабочих мест. А общая сумма вложений в них составит около 1,5 трлн руб. Треть этих проектов напрямую зависит от того, как будет развиваться железная дорога, справится ли с вывозом производимой в крае продукции», – сказал глава края.
Заместитель начальника Свердловской железной дороги Артём Панов рассказал, что всего в этом году в крае планируют перевезти 45,4 млн т грузов. Это на 2 % выше, чем в 2018 году.
«Такую планку в регионе мы не достигали с 1992 года. Более того, в этом году Пермский край по уровню погрузки впервые вышел на третье место в России после Кузбасса и Белгорода. Мы поступательно прирастаем по перевозке минеральных удобрений, строительных грузов, контейнеров, руд и чёрных металлов», – пояснил Артём Панов.
Миллиарды инвестиций
Снижать темпы как промышленные предприятия, так и железнодорожники вместе с властями края не собираются. Только в 2019 году в обновление и развитие железнодорожной инфраструктуры в Прикамье инвестируют 7,2 млрд рублей (это на 89 % выше, чем в прошлом году).
Среди основных направлений долгосрочной инвестиционной программы РЖД до 2025 года в нашем крае – это развитие участка Соликамск – Пермь-Сортировочная и строительство Северного железнодорожного обхода Перми.
«Качество проработки инфраструктурных проектов в Прикамье одно из самых высоких. В этом году завершаем проектирование модернизации участка Соликамск – Пермь-Сортировочная. В 2020 году приступим здесь к строительству 12 станций и двух тяговых подстанций. На втором этапе (в 2022-2025 гг. – Авт.) планируется реконструировать ещё четыре станции, построить три разъезда и почти 17 км вторых главных путей. В целом инвестиции в развитие направления Соликамск–Пермь-Сортировочная до 2025 г. составят 13,7 млрд рублей. Реализация этого проекта позволит и в будущем обеспечить стабильную погрузку по Березниковско-Соликамскому узлу. По прогнозам, к 2025 году потребности в вывозе продукции предприятий этого узла вырастут до 30 млн т. Для сравнения: это на 59 % больше, чем в 2019 году», – поделился планами Артём Панов.
Он также рассказал, что сейчас в работе проект Северного железнодорожного обхода Перми с мостовым переходом через Каму. Мост планируют построить в двух километрах ниже Камской ГЭС с примыканием к станциям Балмошная (на левом берегу) и Кабельная (на правом). К возведению обхода должны приступить уже в 2021 году, а завершить – в 2023 году.
Позитивное сотрудничество
На Совете директоров Артём Панов поблагодарил промышленные предприятия края за участие в развитии железнодорожной инфраструктуры в нашем регионе. В 2017-2018 гг. вложения компаний составили около 50 млн руб. Благодаря этому удалось модернизировать немало важных объектов. Так, ПАО «Уралкалий» выделил средства на реконструкцию ж/д станции Парк Заполье-Уральское станции Березники-Сортировочная. Сейчас благодаря инвестициям компании на этой же станции модернизируют станцию Парк Калийная. А в ближайших планах – развитие станции Соликамск-2 при участии калийщиков.
Такое внимание с их стороны к железнодорожной инфраструктуре вполне понятно. Как рассказал на Совете директоров генеральный директор «Уралкалия» Дмитрий Осипов, за шесть лет объёмы перевозок компании выросли с 15,2 млн до 20,2 млн т (из них в 2018 году это готовая продукция –11,4 млн т хлористого калия, а также внутренние перевозки руды – около 8 млн т. – Авт.). Сегодня на её долю приходится почти половина грузового потока в Пермском крае.
«Этих объёмов удалось достичь только при взаимодействии с РЖД. Понятно, что мы сильно зависим от работы железнодорожников. И радует, что наше сотрудничество с ними развивается позитивно. Спасибо, что в программе долгосрочного развития РЖД особое внимание уделяет нашему участку Соликамск – Пермь-Сортировочная. Потому что у нас растут объёмы производства. И единственный способ вывоза продукции – железная дорога», – сказал Дмитрий Осипов.
Он также поблагодарил правительство края и Минпромторг РФ за подписание специнвестконтрактов. По словам Дмитрия Осипова, это серьёзное подспорье при реализации ключевых и длительных проектов компании, направленных на увеличение производства калийных удобрений. Речь идёт о строительстве новых рудников на СКРУ-2, Усть-Яйвинском и Половодовском участках
«Мы планируем к 2025 году увеличить выпуск хлористого калия до 15 млн т в год. Для обеспечения вывоза возросших объёмов мы нуждаемся в развитии железнодорожной инфраструктуры. Поэтому у нас есть совместные с РЖД проекты по модернизации станции Соликамск-2, а также станции Автово в Санкт-Петербурге – она находится перед входом в «Балтийский Балкерный Терминал». Через него в год мы переваливаем около 8 млн т нашей продукции», – добавил Дмитрий Осипов.