Каждый автолюбитель мечтает, чтобы в его гараже стояла новенькая «ласточка», поэтому старается менять машину раз в три-четыре года. Не дожидаясь, когда старое авто начнёт «сыпаться», владелец сбывает стального коня по приемлемой цене. Однако и в этот процесс вмешалась пандемия. Цены на автомобили, как новые, так и подержанные, не ползут, а летят вверх на предельной скорости. Почему это происходит и чего ждать от рынка дальше?
Почему машины дорожают
«Купил недавно «пустую» (в базовой комплектации. – авт.) RENAULT LOGAN за 1,2 миллиона рублей. Это караул какой-то, – рассказывает пермяк Михаил П. – Помню времена, когда за эти деньги можно было взять внедорожник».
Неприятный сюрприз ждал в этом году многих автолюбителей, которые планировали пересесть в новенькую машину. Причём цены ощутимо увеличились практически на все марки независимо от страны-производителя. Это вполне вписывается в общую картину, говорят эксперты.
«Я отслеживаю рост цен на разные товары и хочу сказать, что тенденция складывается, мягко говоря, неблагоприятная. Некоторые специалисты оценивают её как катастрофическую. Годовая инфляция составляла в августе около 6%. Тогда Центробанк говорил, что к концу года мы сможем выйти на 4%. Но уже в сентябре она составила 7,4%. Самая большая проблема в том, что сегодня рост идёт не на какую-то группу товаров по сезонному принципу (к примеру, помидоры дорожают, когда распродан местный урожай), а по всем фронтам одновременно. Автомобили – в числе лидеров в плане роста цен. Причина, как и в случае с многими другими товарами, – удорожание производства», – рассказала руководитель департамента экономики и финансов ВШЭ в Перми Татьяна Букина.
Два самых явных фактора, которые запустили рост цен на авто, – это увеличение мировых цен на металл и дефицит электронных компонентов (к примеру, чипов – из-за пандемии люди стали покупать компьютеры для работы на удалёнке, телевизоры, гаджеты для развлечения в условиях локдауна, что повысило нагрузку на производителей и привело к дефициту), считают экономисты. Виной всему пандемия, нарушившая производственные логистические цепочки, а также баланс спроса и предложения.
«С января по октябрь цены на новые легковые машины отечественного производства выросли в среднем на 15%, на импортные – примерно на 12%, – рассказывает Татьяна Букина. – В сентябре-октябре сильно подорожали отечественные автомобили, в середине октября – зарубежные».
Цепная реакция
По данным Центробанка, в сентябре годовая инфляция в Прикамье на непродовольственные товары составила 9,43% (в июле было 8,11%, в августе – 8,98%). Больше всего на изменение общей картины повлияла как раз динамика цен на подержанные автомобили, которые подорожали вслед за новыми.
«Нехватка электронных компонентов вследствие медленного восстановления международных производственных и логистических цепочек периодически вынуждает автопроизводителей приостанавливать работу, что ведёт к ограничению предложения новых машин. Поэтому люди, желающие приобрести авто, не находят в наличии подходящую комплектацию и обращают повышенное внимание на автомобили с пробегом», – сообщили в Отделении Пермь Уральского ГУ Банка России.
Речь о том, что у многих автодилеров в продаже по большей части машины люксовой комплектации. А они ощутимо дороже. В этом случае покупатель и уходит на рынок подержанных иномарок, считают многие эксперты.
«Меньше интересуются автомобилями с пробегом отечественного производства, поскольку они чаще всего уступают по качеству зарубежным. Больше всего спрос вырос на иномарки, которым не более трёх лет. Увеличилась и стоимость», – говорит Татьяна Букина.
Нехватка электронных компонентов вследствие медленного восстановления международных производственных и логистических цепочек периодически вынуждает автопроизводителей приостанавливать работу.
К осени такие машины в среднем подорожали примерно на 30%, считают эксперты.
«Недавно решили продать машину RENAULT DUSTER – ей чуть больше года. Автомобиль оценили в 1,3 миллиона рублей, а покупали мы её новую за 1,2 миллиона! Мы очень удивились. Посмотрели на цены. Задумались, сможем ли на вырученные от продажи машины деньги приобрести взамен что-то достойное. Взяли пока тайм-аут, – рассказала жительница Прикамья Наталья Лошакова.
Почём бывалый конь
По словам экспертов «Авито Авто», продажи иномарок с пробегом в июле-сентябре этого года выросли в крае на 3,7% по сравнению с предыдущим кварталом.
«Средняя стоимость таких автомобилей в регионе по итогам третьего квартала составила 500 000 рублей. Цены увеличились на 22% по сравнению с тем же периодом прошлого года и стали на 7,5% выше, чем были во втором квартале 2021 года», – сообщили специалисты «Авито Авто».
При этом стоимость импортных автомобилей, которым больше пяти лет, в Прикамье увеличилась не столь значительно, говорят экономисты.
Какие иномарки с пробегом в топе?
«На основе статистики «Авито Авто» о продажах автомобилей с пробегом мы составили рейтинг самых востребованных в июле-сентябре в Прикамье подержанных иномарок. Также мы подсчитали среднюю стоимость популярных автомобилей и выяснили, как сильно выросла их цена за три месяца. Результаты в таблице», – говорит руководитель группы аналитики «Авито Авто» Марат Миннекаев.
Каков прогноз?
«Предпосылок для снижения цен на автомобили не наблюдается из-за дефицита машин, который вызван проблемами с производством микросхем для автомобильной электроники в Китае, перебоями поставок комплектующих для автомобилей, увеличением курса валют и стоимости материалов, ростом объёмов экспорта российских автозаводов, – считает доцент кафедры маркетинга ПГНИУ, специалист по анализу рынков Анна Хацкелевич. – Производители понесли убытки в период пандемии. Поэтому повышение цен на их продукцию – это неизбежные меры. Для поддержания доходности предприятий дилеры вынуждены продавать дополнительное оборудование, финансовые продукты и т.д., что тоже увеличивает стоимость конечного продукта. На мой взгляд, ждать снижения цен на автомобили в ближайшее время не стоит. Необходимо вкладывать деньги в запланированные покупки. Тем более, что автосалоны предлагают скидки на машины, приобретаемые в кредит и при сдаче своего транспорта в трейд-ин, используют прочие инструменты для формирования спроса у потенциальных потребителей. Размер скидки составляет в среднем 100 тысяч рублей. Если цель покупки – это вложение свободных средств, то здесь можно задуматься и направить их в более надёжные активы, например, недвижимость».
Взгляд изнутри
«Мы занимаемся продажей новых автомобилей и машин с пробегом импортного производства. Этот год оказался сложным для всех. В связи с пандемией и отсутствием комплектующих для автомобилей цены выросли, – рассказывает управляющая пермским автоцентром Наталья Курныкина. – Поскольку заводы были вынуждены снижать объёмы производства (при этом прогнозируемый спрос на новые автомобили не уменьшался), на рынке сложилась ситуация, когда новое авто покупателям необходимо заказывать и ждать. А, как известно, спрос рождает предложение. Машин мало, производители стали увеличивать стоимость. При этом многие покупатели желают приобрести автомобиль здесь и сейчас. А когда приходят в салоны, видят в большинстве случаев только выставочные экземпляры. Взоры их устремляются на рынок машин с пробегом. И это отличный вариант в нынешней ситуации. Если говорить о комплектациях новых авто, то здесь ничего не изменилось. Дилер, как и прежде, может влиять на процент соотношения разных комплектаций при поставках. Произошло изменение в поведении потребителей: они уже не хотят покупать базовые комплектации, а смотрят в сторону более дорогих с учётом того, что в этом случае растёт срок эксплуатации. Прогнозы на будущее делать пока рано. Уверена, что многие производители надеются на лучшее и уже в ближайшем будущем рассчитывают на увеличение производства».