Преподаватель начинает урок. Сначала – повтор пройденного материала. Ребята без запинки отвечают на каждый вопрос учителя, а затем внимательно слушают тему нового урока. Эти занятия – особенные: ребята учатся по инновационной программе.
Приучают с детства
В прошлом году школа совместно с ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания» разработала уникальную концепцию развития системы образования школы.
Ее суть – создать многоступенчатую систему профессиональной научно-инженерной подготовки. Для этого и разработали инновационную образовательную программу.
«Школа № 93 – часть кластера «Фотоника», – говорит Дмитрий Жадаев, начальник отдела дополнительного образования и воспитания Министерства образования и науки Пермского края. – Здесь дополнительно обучают детей по направлениям «Физика» и «Фотоника». Мы уже начали оснащать школу необходимыми приборами: физическими датчиками, комплектами робототехники. На приобретение оборудования краевой бюджет выделит около 3 млн руб.»
Программа формирует у школьников технологические знания, мотивирует их выбирать инженерно-технические специальности. Кроме того, она нужна для подготовки кадров для инновационного развития науки и техники в Прикамье, где развивается кластер «Фотоника и оптоэлектронное приборостроение».
«Это большая структура, в которую входят 45 различных организаций: академические и отраслевые институты, научные и промышленные организации, музей науки и техники и т. д., – рассказывает Алексей Андреев, генеральный директор ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания». – К физике, математике, химии людей надо приучать с детства. Поэтому мы должны создать самые современные технологичные площадки, где им было бы интересно изучать естественно-научные предметы. У нас уже есть институт проведения летних практик на предприятии. Сейчас мы готовим специальные учебные производственные классы».
Благодатная почва
В школе № 93 учатся 1003 человека, 616 из которых занимаются и внеурочно. Математику и моделирование здесь преподают с первого класса. Затем переходят к базовым теоретическим и практическим основам конструирования. Ребята готовят проекты, участвуют в выставках детского технического творчества, научно-практических конференциях, проводят эксперименты и исследования на базе лабораторий приборостроительной компании. У старшеклассников также есть социальные практики и профессиональные пробы на базе предприятия.
Даниил Сайнаков, ученик 10-го класса, мечтает поступить по целевому набору в Балтийский государственный технический университет «Военмех» и стать инженером-конструктором. Одно из последних достижений молодого человека – выступление на научно-практической конференции с обширным докладом на тему «Электромагнетизм в медицине».
«Мне нравится изучать физику, а здесь мне дают знания, которые я не смог бы получить в обычной школе, – говорит Даниил. – Сейчас главная задача для меня – написать ЕГЭ на высокий балл. Помимо уроков и внеучебных занятий готовлюсь самостоятельно. В любое свободное время читаю учебники. Физика – главное в моей жизни».
Таких талантливых и умных ребят, как Даниил, в «Школе фотоники» много. Здесь благодатная почва для того, чтобы юные физики развивали свои способности.
«В классе есть уникальное оборудование, – рассказывает Ольга Бабушкина, преподаватель физики. – А самое главное – здесь можно проводить исследования. Упор сделан на практику, что очень важно».
«Сегодня мы пользуемся инфраструктурой приборостроительной компании. В нашем распоряжении класс по изучению измерительных датчиков различных физических величин, академия робототехники, музей науки и техники, парк научных развлечений, – говорит Любовь Токарева, директор школы. – Ученики хорошо сдают экзамены. 55 – средний балл по математике в нашей школе, а это выше среднего балла по краю. Половина выпускников в прошлом году выбрали обучение в технических вузах».
Задел на будущее
В Пермском крае уже несколько лет выстраивают эффективную профориентационную работу со школьниками. А также формируют «инженерный лифт» – целую систему учреждений образования, задача которых – развить у ребят творческое инженерное мышление с самого раннего возраста. В будущем такой подход решит вопрос обеспечения предприятий Пермского края квалифицированными кадрами.
К слову, в прошлом году Ольга Голодец, заместитель председателя Правительства РФ, и губернатор Пермского края Виктор Басаргин открыли в Прикамье новую производственную площадку завода «Инкаб». Она стала ключевой в развитии пермского инновационного кластера волоконно-оптических технологий «Фотоника», создание которого инициировал глава региона.
На площадке выпускают инновационный продукт – оптический кабель, встроенный в грозозащитный трос. На предприятии создали более 250 дополнительных рабочих мест. Всего на производствах кластера трудятся около 9300 человек.
А выпускники школы – это как раз те ребята, которых ждут на предприятии. И неслучайно: в школе № 93 на высоком уровне преподают теорию и практику, а также учат детей стремиться к высоким достижениям.