В последнее время стало модным ругать современную систему образования. А как учились дети в Пермском крае один-два века назад? Читайте в материале «АиФ-Прикамье».
Читайте также: | |
---|---|
Школьная форма в Прикамье: 230 лет назад и сейчас |
Некоторое количество доморощенных грамотеев в Прикамье (особенно в Соликамске, Чердыни, Кунгуре) появилось уже в ХVII. Дальше – больше. Готовили их для чиновничьей и церковной деятельности, «заводского дела», военной службы. Всего-то и нужны были для этого дьячок или отставной солдат, комната, «Псалтирь» (это такая богословская книга), несколько грифельных досок, гусиные перья.
Буквы учили не как сейчас – фонемами, а по наименованиям: «Аз», «Буки», «Веди», «Глаголь», «Добро»… Их полагалось произносить громко, хором. С тех пор и пошла поговорка «Азбуку учат – во всю избу кричат». Затем наступал этап чтения, освоение «цифири». С петровских времен и до второй половины XVIII века применялся учебник Леонтия Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная». Она содержала сведения по арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии, астрономии, геодезии и навигации, мерах веса и длины. Вот одна из задач этого учебника: «Один человек выпивает бочонок кваса за 14 дней, а вместе с женой - за 10 дней. За сколько дней жена выпивает такой же бочонок одна?»
Оценок не ставили, наказания же за «леность», «скудоумие» и проказы» следовали немедленно: розга, стояние коленопреклоненным на горохе…
В 1735 году по инициативе Василия Татищева на Егошихинском заводе создается горнозаводская школа, – с более основательным и целенаправленным обучением. Так, к элементарной грамоте добавились черчение и рисование, в частности, необходимые будущим мастерам художественного литья.
В 1784 году, с открытием в Перми четырехклассной «градской школы», ее программу составили с учетом требований единого для всей страны устава. Изучались грамматика, арифметика, геометрия, естествознание, физика и механика, история, чистописание, география, рисование, Закон Божий, немецкий и латинский языки. Для своего времени был очень сильный преподавательский состав: доктор философии Михель Геринг, отставной губернский прокурор Иван Панаев и другие.
Науки юношей питают…
ХIХ век в Прикамье, среди всего прочего, ознаменовался созданием развернутой сети народного образования. Появились гимназии с упором на гуманитарные предметы и ориентированные на естественнонаучные дисциплины прогимназии (реальные училища). Срок обучения в них был 8 лет. Аттестат об окончании этих учебных заведений давал многие права: поступать в университет, аттестоваться на чин армейского подпоручика (после года службы вольноопределяющимся), стать чиновником, банковским служащим… Зато и учили! К примеру, в гимназии – философию и статистику, риторику и правоведение, церковно-славянский язык и латынь, иностранные языки (немецкий, французский), гимнастика и танцы... Реалистов натаскивали на бухгалтерию, экономику, товароведение, английский, немецкий, французский языки.
Требования к учащимся и в училищах, и в гимназиях были жесткими. Двоечников оставляли на второй год и порой за одной партой сидели совсем ребенок и великовозрастный оболтус с начинающими пробиваться усами. Получению аттестата предшествовали строгие экзамены (куда как пожестче ЕГЭ). Одним из методов наказания было лишение обеда, практиковались удары указкой или линейкой по рукам. За дисциплиной следили надзиратели, а замечания, записанные в специальный журнал-кондуит, учитывали при выставлении оценки за поведение.
Из характеристики гимназиста: «Прилежания среднего, способностями не блещет. Зато послушен и почтителен».
Помолясь, за книгу
В обучении детей простонародья ограничивались верхушками. Чтение и письмо, четыре арифметических действия, начатки природоведения, столь необходимого для крестьянского труда. Обильно – Закон Божий, «духовное пение», Библейская и официозно-государственная история. Для мальчиков – строевая подготовка. Для девочек – рукоделие. Процветали церковно-приходские школы. С учителями-церковниками. Со сроками обучения от года до трех. Причем учились с конца октября до апреля, когда наступала деревенская страда.
Гораздо лучше было поставлено обучение в школах, созданных земствами и муниципалитетами. Но свидетельства об их окончании, не давали права поступления в в вузы.
А еще существовали труднопреодолимые социальные барьеры. Обучение в элитных учебных заведениях стоило дорого. Вдобавок действовал «Циркуляр о кухаркиных детях» министра просвещения Делянова, требовавший препятствовать поступлению в них «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детям коих, за исключением разве одаренных гениальными способностями, вовсе не следует стремиться к среднему и высшему образованию». Уже поступивших следовало отчислять.
Выход находили, поступая в духовные училища и семинарии. Знаменательно, что, выпускники данных семинарий, не принимая сан, шли в учителя, становились служащими, пополняли ряды студенчества. Так, к примеру, сложилась судьба знаменитого пермяка – изобретателя радио Александра Попова.