Все мы знаем, что судебные приставы – это должностные лица, которых государство наделило властью и обязало обеспечивать решения судов. Иными словами, эти люди гарантируют эффективную работу закона. Однако порой возникает ощущение, что они действуют не в пользу, а против государства.
В чём эффект ноцебо*?
Два года назад Сыктывкарский городской суд рассмотрел дело предпринимателя Омара Бигвавы. Судья постановил взыскать с него в пользу Сочинской таможни (в доход бюджета страны) таможенных платежей на 5 млн 914 тысяч 614 рублей 96 копеек. По решению суда искомую сумму казна должна была получить после продажи принадлежащего предпринимателю авто. Речь идёт о роскошном автомобиле Mercedes-Benz SLS63.
«Это двухместный люксовый суперкар в кузове купе 2011 года выпуска. Данную модель производили лишь до сентября 2013 года ограниченной серией. В России таких машин не так много, а в Республике Коми это единственный в своём роде экземпляр, – рассказал Омар Бигвава. – Я рассчитывал, что продам машину и смогу полностью погасить таможенные платежи, ведь стоимость авто с лихвой покрывала сумму в исполнительном листе (на момент покупки автомобиля я заплатил за него 10 млн рублей)».
Судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Сыктывкару Николай Иванов на основании выданных судом документов возбудил два исполнительных производства: первое -№ 55129/15/11025-ИП от 3.08.2015 г. (о взыскании таможенных платежей) и второе – № 55133/15/11025-ИП от 03.08.2015 г. (об обращении взыскания на автомобиль).
Как и полагается, приставы получили суперкар для оценки его стоимости. И, казалось бы, государственная машина закрутилась: постановление суда выполнят, а долги перед таможней закроют. Но не тут-то было.
Вместо того чтобы провести оперативную оценку люксового авто и поскорее выставить его на торги, шикарный «немец» два года простоял на стоянке.
Как поделили на двадцать?
В документе (№ 11025/17/251019 от 2 ноября 2017 года), подготовленном судебным приставом отдела судебных приставов по Сыктывкару № 2 УФССП по Республике Коми УФССП России Николаем Ивановым, говорится, что рыночная стоимость арестованного автомобиля – 495 тысяч рублей!
Транспортную оценку проводили в ООО «Элит-Торг». Очень странно, но судебный пристав не усмотрел оснований усомниться в достоверности определения рыночной стоимости арестованного автомобиля.
«Это заключение меня ошарашило, ведь средняя рыночная стоимость автомобиля данной марки – почти 11-16 млн рублей, – полагает предприниматель Бигвава. – За те два года, пока проводилась оценка, я неоднократно обращался в надзорные органы с просьбой ускорить оценку. Но всё бесполезно».
Как выяснилось, сыктывкарец писал жалобы прокурору Республики Коми, прокурору Сыктывкара, а также в УФССП РФ по Коми с просьбой обратить внимание на незаконные действия ОСП по Сыктывкару № 2. Однако, как уверяет Бигвава, ни в одном из госорганов не приняли действенных мер, чтобы пресечь дальнейшее беззаконие судебных приставов из ОСП по Сыктывкару № 2.
«Если арестованный автомобиль продадут по цене, заявленной оценщиком, я не смогу погасить долг перед государством. Это значит, что казна недополучит 5 млн рублей, – считает Бигвава. – Полагаю, что вся эта история – свидетельство преступного сговора на местном уровне. Цель аферы: получить моё авто за бесценок – 495 тысяч рублей»
По мнению Омара Бигвавы, установленная оценщиком стоимость автомобиля, ведёт к его продаже без проведения открытых торгов на аукционе. Но, если бы его оценили свыше 500 тысяч рублей, то проведение аукциона позволило бы выручить за него гораздо большую сумму.
*Ноцебо – средство, не обладающее реальным фармакологическим действием, но вызывающее отрицательную реакцию у пациента.