Прибывших, в порядке уплотнения, разместили на жилплощади местного населения, в переоборудованных под общежития зданиях. Выдали продовольственные карточки. Дети пошли в школы и садики.
С октября 1941 г. в Прикамье стали прибывать ленинградские дети, пережившие обстрелы, голод, потерю близких. Многие из них так и остались в Перми. Среди них Олег Малис, будущий историк, преподаватель университета. Истощенных блокадников выхаживали всем миром, делились с ними последним. Украинцев и белорусов здесь оказалось так много, что было решено транслировать для них радиопередачи на родном языке. Представляете, льется из репродуктора: «Доброго ранку, говорыть мисто Молотов».
Общая родина
Чего греха таить: не такая уж малая часть нынешних россиян заражена ксенофобией. То и дело, например, приходится слышать о необходимости депортации гастарбайтеров. Кто сейчас знает о том, что в годы военного лихолетья на оборонных работах в Прикамье находилось множество мобилизованных таджиков, узбеков, представителей других южных и среднеазиатских народов СССР? Что по прибытию всем выдали теплую одежду и постельные принадлежности, а поварам рабочих столовых поручили освоить приготовление плова и других блюд восточной кухни? Что из Ташкента и Душанбе сюда специально приезжали театральные коллективы и концертные бригады? Что выпускалась многотиражка «Рохи сафед» («Светлый путь»)?
Напомним также об эшелонах с сырьем, южными овощами-фруктами, растительным маслом. Как радовались им дети, бойцы в госпиталях! Кстати, в Ильинском районе, у села Романово, до сих пор толком не обихожено захоронение трудоармейцев киргизской национальности. О нем напоминает лишь столб с полумесяцем. Не самая простая страница нашей истории – пребывание на пермской земле высланных немцев – трудармейцев. Отбросив обиды на недоверие к ним власти, они честно работали на местных предприятиях и стройках. Были среди них удостоенные за это правительственных наград.
Государство стало больше считаться с этническими особенностями, обычаями и верованиями людей. Распространявшаяся в мае1942 г. листовка наряду со Сталиным цитировала муфтия Габдрахмана Расулева: «Нет ни одного правоверного, чей сын, брат или отец не дрались бы сегодня с фашистами, отстаивая с оружием в руках нашу общую Родину, так же, как и нет, наверное, ни одного, кто бы в тылу не помогал делу победы своим трудом на фабриках и заводах. Ибо мы, мусульмане Советского Союза, хорошо помним слова Пророка Мухаммеда: «Любовь к Родине и ее защита являются одной из основ веры». Помощь воину, идущему на фронт, вооружением равносильна участию в сражении. Труд людей, занявших рабочие места ушедших на фронт воинов, равносилен участию в бою».
Вернулись с победой
На фронт отправились пермяки десятков наций и народностей. Вот лишь две необычно сложившиеся судьбы наших земляков.
Озияс Фатер, польский еврей, впервые вступил в сражение с фашистами в сентябре 39-го, будучи солдатом Польской армии. Когда его полк, неся потери, отступил к Львову, он, отбросив сомнения, перешел советскую границу. Новая родина встретила допросами, проверочно-фильтрационным лагерем, нелегким трудом, бытовой неустроенностью и голодом. Выручало портняжное ремесло, которым Озияс владел в совершенстве.
Приехал в Пермь. Здесь познакомился с местной девушкой, она-то и стала его суженой. С началом войны, когда поляки официально были объявлены союзниками и в СССР начало формироваться Войско Польское, Озиясу представилась возможность вступить в него. Но тот сделал иной выбор – добровольцем пошел в Красную армию. Не раз отступал, не раз прорывался из окружения, даже попартизанить довелось. Наступал, в том числе, освобождая Польшу. Волновался, узнавая знакомые места. Гордился, и было чем: возвращался победителем на мощнейшем и почти неуязвимом танке «ИС». Мог остаться в Польше, мог с помощью богатой еврейской диаспоры эмигрировать в США. Он предпочел вернуться в Пермь. Устроился портным в Камское речное пароходство, брал заказы на дом. Разумеется, первым делом сшил платье невесте, себе жениховский костюм-тройку.
А вот что выпало на долю пермяка Ивана Назарова. «В октябре 1944 г. нашу группу летно-технического состава откомандировали в Польскую армию. Мне присвоили офицерское звание подпоручика, установили соответствующее вещевое и денежное довольствие (надо заметить, значительно больше, чем в советских ВВС). Обмундирование, разумеется, тоже сменили. Я получил назначение на должность техника эскадрильи 9-го истребительного авиаполка. Наш полк участвовал в форсировании Одера, освобождал Варшаву, штурмовал Берлин. В Польской армии прослужил до февраля 1947 г. Удостоился «Серебряного креста за заслуги», трех других боевых орденов, пяти медалей. Мне предлагали польское гражданство, высокие должности… Но без Родины я жить не мог, поэтому при первой же возможности вернулся».
Единый народ
Знаменательно, что сформированную на территории Молотовской области и сходу вступившую в Сталинградскую битву 231-ю стрелковую дивизию возглавил полковник Г. Одарюк, украинец по национальности. Из пермяков же составленными 48-й стрелковой и 9-й истребительно-противотанковой бригадами командовали армяне – полковники А. Казарян и И. Гаспарян. На Брянском и Воронежском фронтах отважно сражалась 118-я Молотовская огнеметно-танковая бригада под командованием грузина – полковника Л. Брегвадзе.
Да, были втихаря шипевшие «У-у, понаехали тут…». Но погоду делали не они, а сплотившийся воедино и выдюживший все единый советский народ. День Победы роднит поколения, роднит народы бывшего СССР. И пермяки были неотъемлемой частью этой великой семьи.