Пермь, 26 июня - АиФ-Прикамье. Группа депутатов во главе с Дмитрием СКРИВАНОВЫМ выступила с резкой критикой этого решения.
Денег нет
У муниципалитетов нет денег на исполнение майских указов Владимира Путина по повышению зарплат бюджетникам. Об этом депутатам сообщил глава Пермского района Александр КУЗНЕЦОВ, выступивший с докладом о положении дел в органах местного самоуправления. Никаких межбюджетных трансфертов на финансирование исполнения указов нет, на краевой бюджет надежды тоже нет - там уже зияет дефицитная дыра. В качестве источников дополнительных доходов Кузнецов обозначил муниципальное имущество, а непременным условием повышения зарплат бюджетникам - отказ от программ развития и инвестиций муниципалитетов в инфраструктуру.
- Мы не можем выдержать большую нагрузку, поэтому пошли по пути сворачивания программ развития. Не будем строить и дороги ремонтировать. А где брать деньги на зарплаты в сфере культуры, на бесплатное школьное и дошкольное образование? Надо навести порядок в муниципальном имуществе, которое должно быть основным источником пополнения местных бюджетов. Много говорили об инвестициях бизнеса и создании новых рабочих мест, но бизнес пока не торопится заходить на муниципальные площадки, - пояснил Александр Кузнецов.
Проще говоря, районы не знают, из каких средств платить повышенные зарплаты бюджетникам. Муниципалитеты будут жить, продавая имущество и набирая кредиты. Именно об этом предупредил Скриванов, уделяющий внимание бюджетным вопросам. Пока главы районов не берут кредиты, так как их останавливает вопрос, как отдавать долг. Но никто не даст гарантии, что такая финансовая самодисциплина будет выдерживаться на протяжении 2014 г., который обещает быть куда более сложным. Ситуация осложняется тем, что до сих пор в Прикамье муниципалитеты не готовы к реализации программного метода формирования бюджета. Программы на местах разрабатываются, но в ЗС они ещё не поступили.
Опасный прецедент
Крайне противоречивым оказалось решение депутатов утвердить итоги тайного голосования по региональной налоговой льготе «Газпрому». На майском пленарном заседании разразился скандал: тогда счётная комиссия насчитала 30 голосов за (не хватало одного голоса для принятия поправки), запечатала конверт с бюллетенями, потом распечатала и насчитала уже нужное число голосов в поддержку налоговой льготы - 31. Последний протокол и был утверждён на прошлой неделе. Это опасный прецедент, заложивший под принятую льготу мину замедленного действия.
Читайте также: | |
---|---|
Дефицит бюджета Пермского края покроют за счёт кредитов |
- Решение принято, но считать его абсолютно легитимным сложно, потому что нарушена процедура подсчёта голосов при тайном голосовании, - высказал свою точку зрения Дмитрий Скриванов, в ходе слушаний выступавший против налоговых послаблений газовому гиганту. - Есть две проблемы. Первая - краевой парламент показал, что готов утверждать нелегитимные решения. Вторая - в принятиях решений депутаты не руководствуются интересами избирателей. Люди не понимают, почему одной рукой краевое правительство и ЗС сокращают расходы на здравоохранение на 1,5 млрд руб., на социалку на 1,2 млрд руб., а другой дают налоговую льготу «Газпрому» в размере 570 млн руб. в этом году, а при пролонгации льготы на 2014 г. - ещё на 1,5 млрд. Такой нелогичный поступок вряд ли продиктован интересами Пермского края.
Депутат Юрий Ёлохов полагает, что процедурные нарушения, допущенные в тайном голосовании, могут послужить основанием для обращения в суд с целью признания решения парламента незаконным. Серьёзные опасения вызывают и устные обещания газоперерабатывающего гиганта в обмен на льготу вложить дополнительные инвестиции в строительство инфраструктуры.
- Строя газопровод, предприятие создаёт мощности, на которых дальше будет зарабатывать, - говорит Дмитрий Скриванов. - Парадокс в том, что федеральный налог на газопроводы был передан в регионы, чтобы деньги пошли на увеличение зарплат бюджетникам. А Пермский край отдал эти деньги «Газпрому», хотя его компенсация газовикам была учтена в тарифе на газ. Мы подарили 570 млн руб. газовому монополисту притом что он получит эту же сумму, продавая газ по увеличенному тарифу.
Геннадий ТУШНОЛОБОВ, председатель краевого правительства, считает, что сотрудничество края с этим предприятием выйдет на новый уровень:
- У них есть выбор, куда инвестировать, регионов много. У края сложные отношения с газовиками в связи с большими долгами за газ. Теперь в переговорах с ними наши позиции стали сильнее. Инвестиции газового предприятия в Пермский край в 2012 г. составили 475 млн руб., в этом году они выросли в 7,5 раз, и мы рассчитываем, что они увеличатся до 14 млрд руб.
Схема приватизации
Ещё один вопрос - обсуждение меморандума по реконструкции аэропорта Пермь. Победитель конкурса инвестпроектов «Кольцово-Инвест» (компания входит в ГК «Ренова» Виктора Вексельберга) предложила, по мнению руководителя пермского УФАС Антона Удальёва, схему незаконной приватизации аэропорта. Согласно меморандуму, акции аэропорта передаются в Агентство содействия инвестициям Пермского края, откуда выкупаются инвестором по заранее установленной цене. Часть акций, оставшихся в собственности аэропорта, инвестор выкупит за 1 млрд руб. плюс акции ещё несозданной юридической структуры ОАО «БСТ» с уставным капиталом в 100 тыс. руб.
Читайте также: | |
---|---|
Каков объём госдолга Пермского края? |
- Я всегда считал, что расстаются с активом (а аэропорт - это актив краевого бюджета) через процедуру торгов, - недоумевает Вадим ЧЕБЫКИН. - Здесь об аукционе не сказано ни слова. Документ начинается со слов, что аэропорт рекомендует правительству Пермского края инвестора в лице «Кольцово-Инвест». Как собственность может что-то рекомендовать владельцу?
Депутат Юрий БОРИСОВЕЦ тоже оценил схему, предложенную правительством, как непонятную:
- Почему нельзя было просто продать, заключив обычный инвестиционный договор, а не меморандум?
Алексей ЧИБИСОВ, вице-премьер краевого правительства, объяснил сложность схемы приватизации тем, что простое акционирование не позволит эффективно развивать аэропорт:
- К 1 сентября в ЗС будут внесены изменения в план приватизации и в окончательный текст меморандума. Насчёт опасений, что бывшее Большое Савино станет аэропортом подлёта для «Кольцово-Инвест», то уверен, что инвестор не стал бы вкладывать миллиарды, чтобы сделать пермский аэропорт придатком екатеринбургского.
Между тем глава бюджетного комитета ЗС Елена ЗЫРЯНОВА указывает на то, что с инвестициями не всё так ясно. Она считает, что схема приватизации укладывается в рамки закона, но принимать её нельзя, так как это невыгодно краю.
- Схема построена так, что на первом этапе у инвестора нет никаких рисков. Учреждается дочерняя компания, которая берёт кредит под обеспечение аэропорта. Реальных инвестиций нет, работают только краевые активы. Получается, что стройка начнётся за счёт кредитов, взятых под краевые активы, а построенный объект будет подконтролен «Ренове». Этот начальный этап аэропорт может делать сам, без инвесторов. Приватизация путём передачи в Агентство содействия инвестициям ни копейки не принесёт в бюджет региона. Если мы хотим быстро построить новый аэропорт, надо продавать его акции. Тогда инвестор будет заинтересован быстро окупить вложения. В варианте, изложенном в меморандуме, инвестору спешить некуда. «Кольцово-Инвест», выступающее оператором аэропорта в Екатеринбурге, может положительно оценить ситуацию, при которой часть пермских авиапассажиров переориентируется на вылеты из Екатеринбурга. Так что предложенная схема может превратить эту площадку в аэропорт подлёта для «Кольцово» в Екатеринбурге, - говорит Елена Зырянова.
Работа краевого парламента по изложенным выше вопросам продолжится. До 25 сентября должны быть согласованы поправки в законопроект по налоговой льготе. Депутаты считают необходимым документально зафиксировать обязательства газового холдинга по инвестициям в инфраструктуру региона. Что касается инвестпроекта в аэропорту Пермь, то решающим фактором станет содержание прогнозного плана приватизации госимущества, который краевое правительство обещает до конца лета передать для ознакомления депутатам. Тогда и можно будет делать выводы, что же творится с пермским аэропортом.