К чему привела вертикаль власти?
С 2014 года жители Пермского края не могут сами решать, кто станет главой их муниципалитета. Руководителей местного самоуправления назначают после специального конкурса.
Правильно и честно ли это по отношению к жителям? Выигрывают ли территории от такой политики? Ведь одно дело спрашивать с человека, которому большинство людей отдали голоса. И совсем другое – с того, кто прошёл по конкурсу.
Депутат Законодательного собрания Владимир Корсун уверен, что людям надо вернуть право выбирать глав. 29 июля депутат и его коллега Олег Постников внесли в краевой парламент законопроект об изменениях в закон «О порядке формирования представительных органов муниципальных образований Пермского края и порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края».
«КПРФ всегда ратовала за право населения избирать власть. Когда Российская Федерация вступила в Евросоюз, то подписала Европейскую хартию о местном самоуправлении. В ней чётко прописано, что органы местного самоуправления создаются для решения вопросов местного значения. Они не входят в органы государственной власти, а своих руководителей обязательно избирает местное сообщество. Это международный документ, которого мы должны придерживаться. В Конституции Российской Федерации также прописано , что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Они самостоятельны в принятии решения о порядке формирования управленческой структуры на своей территории», – рассказывает Владимир Корсун.
По словам парламентария, раньше Пермский закон чётко прописывал порядок выбора глав. Но затем в стране стала выстраиваться вертикаль власти.
«При новом политическом устройстве оставлять людям право выбора глав посчитали невыгодным: то ли опасаясь непослушания, то ли отсутствия чёткого контроля над избранными руководителями территорий. Хотя властных полномочий у местного самоуправления раз-два и обчёлся», – считает Владимир Корсун.
Статистика не радует
В федеральном законе о местном самоуправлении, в статье, которая регламентирует порядок выбора глав, прописано несколько вариантов. Кандидата выбирает либо представительный орган, либо конкурсная комиссия, либо он занимает должность после того, как за него проголосует большинство жителей. В нашем регионе какое-то время каждая территория, полагаясь на свой устав, выбирала удобную для них форму выборов. Но затем в крае решили ввести единообразие. И руководителей муниципалитетов стали выбирать с помощью конкурса. Создаётся специальная комиссия, которая рекомендует кандидата, а избирает его представительный орган. Чаще всего руководителем территории становится глава исполнительной власти.
В 2016 году в краевом парламенте поднялась дискуссия о том, чтобы вернуть прямые выборы в регион. Однако инициативу толком рассмотреть не успели, так как впереди были выборы нового состава Законодательного собрания и разговор как бы сам собой «затух». В итоге сейчас прямых выборов нет ни в одном муниципалитете Пермского края. Решение сделать кого-то руководителем территории принимает конкурсная комиссия.
Такова обстановка не только в Прикамье, но и во многих других регионах страны. Однако некоторые субъекты вернули себе право избирать главу. Сегодня прямые выборы руководителей муниципалитетов есть в Республике Саха (Якутия), Бурятии, Хакасии и на Чукотке. Кстати, в Улан-Удэ жители впервые за 12 лет сами выберут градоначальника.
Что же заставило некоторые регионы вернуть прямое голосование за глав на своих территориях?
Разговоры о том, что именно жители должны решать, кто займёт кресло руководителя муниципалитета, идут давно. Весной 2019 года на ежегодном заседании Европейского клуба экспертов местного самоуправления Комитет гражданских инициатив призвал вернуть в Российской Федерации прямые выборы руководителей органов местного самоуправления. Эксперты озвучили предварительные результаты исследования об обстановке в регионах после того, как глав городов стали назначать комиссии. Оказалось, что за последние десять лет не изменился средний возраст мэров (48 лет), а половину состава каждой комиссии формируют главы регионов (что говорит о том, что у власти могут оказаться удобные для «верха», а не полезные для жителей люди).
Данные исследования также говорят: если в 2008 году (при прямых выборах) у глав городов по большей части было экономическое или техническое образование, то в 2019 году в кресла мэров садятся в основном юристы и управленцы. Уровень образования при этом снижается, во власти стало меньше людей с учёной степенью.
Что же касается других муниципалитетов по стране, то, если судить по региональным законам, прямые выборы есть только в 36 городских округах из 592 (6 %) и 142 муниципальных районах из 1757 (8 %). Если смотреть на положения уставов, то напрямую избираются главы 65 городских округов (11 %) и 215 муниципальных районов (12,2 %).
Что лучше для региона и его жителей?
Владимир Корсун уверен, что возвращение к прямым выборам в создавшейся политической ситуации просто необходимо. Кстати, коммунисты всегда придерживались такой позиции. Посещая территории Пермского края, они всё больше убеждаются, что так будет лучше не только для жителей муниципалитетов, но и для развития региона в целом.
«Но у нас словно боятся альтернативного мнения. Боятся, что кто-то пойдёт наперекор интересам федерального центра и краевых властей. Пытаются подавить любые инициативы, лишают людей возможности самим сделать выбор», – говорит Владимир Корсун.
В своё время возмущения по поводу модели назначения глав были в Краснокамске, Чайковском, Верещагино, Полазне, Добрянке, Коми-Пермяцком округе. Недовольные были и в Перми. Но докричаться не удалось ни до власти, ни даже до самих жителей.
«Люди уже боятся бороться за свои права, даже конституционные. Всплески возмущения у нас неуклонно подавляют. В итоге жители так опасаются гонений, что соглашаются на продиктованные условия, – поясняет Владимир Корсун. – Есть ещё один нюанс – это простое незнание законов и своих прав. Люди привыкли верить чиновникам и поступать по принципу «большой руководитель сказал – значит это верно». Но не всегда установка «сверху» гарантирует людям комфортную и спокойную жизнь».
Однако не всё так безнадёжно. Возникающие периодически волнения среди народа говорят о том, что не всем всё равно. Последние социологические исследования «Левада-центра» подтверждают: отношение людей к правящим чиновникам не столь однозначно. К примеру, многие не хотят нести ответственность за действия власти. И действительно: о какой ответственности может идти речь, если люди не выбирают своих глав? А вот если бы они сами принимали решение, то ситуация была бы совсем иная. И спрос с руководителей муниципалитетов – другой. Да и сами главы, может быть, более ответственно относились к своей работе.
Наверное, жителям Прикамья стоит задуматься: не пора ли вернуть власть и права себе, не отдавать их на откуп неизвестным им чиновникам. Не пришло ли время вернуть свободу голоса и добиться порядка хотя бы в своём муниципалитете? Только сами жители знают, что лучше для их города и района.
Законопроект о возвращении прямых выборов депутаты должны рассмотреть на пленарном заседании Законодательного собрания Пермского края в сентябре текущего года. Авторы документа уверены, что он нужен для гарантирования населению реальных возможностей самостоятельного и ответственного осуществления местного самоуправления.
Владимир Корсун и инициаторы законопроекта считают, что выборы глав муниципальных образований – это институт прямой демократии, непосредственного волеизъявления населения и публичного принятия им кадровых решений. Если документ примут, он позволит жителям включаться в управление делами своих муниципальных образований и пользоваться принадлежащими им правами.