Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) и компании «Автомаркетолог» проанализировали объёмы регистраций автомобилей, которые были ввезены в Россию по каналам параллельного импорта. В сентябре таких авто было зарегистрировано на 13% меньше, чем в августе. Доля параллельного импорта по итогам первого осеннего месяца снизилась до 11% в объёме всех регистраций и впервые показала отрицательную динамику с начала года в абсолютных показателях. Это самый низкий показатель за девять месяцев. Доля параллельного импорта с начала 2023 года составила 13%. В сентябре чаще всего через альтернативный канал ввозили машины японских (34%), корейских (24%) и немецких брендов (20%). При этом снизился ввоз практически всех иностранных марок, кроме машин из КНР.
«В последний квартал 2023 года можно прогнозировать дальнейшее замедление темпов регистраций альтернативных поставок машин. Доля ежемесячных регистраций может сократиться до 9-10% от всего объёма продаж в месяц», - прокомментировал генеральный директор экспертной компании Олег Мосеев.
Интересная динамика наблюдается по доле китайских марок в параллельном импорте. Несмотря на расширение официальных продаж она продолжает расти с 7% до 12 % за месяц. Это позволило им занять четвёртое место по объёмам ввоза параллельных авто (рост продаж в абсолютных показателях составил 1,4 раза). На пятом месте – США с 5% доли параллельного импорта.
«Тренд на снижение динамики регистраций машин, ввезённых по параллельному импорту, проявившийся в августе, в сентябре усилился, – отметила руководитель банка Марина Дембицкая. – Это снижение было прогнозируемым и стало следствием введения нового механизма выплаты утильсбора. Так, в абсолютных показателях упал ввоз авто практически из всех стран, кроме КНР. На 26% упали объёмы ввоза американских марок; на 25% – корейских, на 15% – японских, на 7% – немецких».
В структуре регистраций лидерство среди марок в сентябре, несмотря на падение продаж, сохранила Toyota (-9%). Вторую и третью позиции в топ-10 заняли Kia и Hyundai, также продемонстрировавшие снижение показателей на 27% и на 25% соответственно. Четвертое место удержал за собой BMW (-14%). А на пятое вышел Mitsubishi (-7%). Примечательно, что в сентябрьский рейтинг впервые вошли две китайские марки – Zeekr и Li Xiang. Они заняли там соответственно 6-е и 9-е места и продемонстрировали более чем двукратный рост продаж по сравнению с августом.
Изменился в начале осени и модельный рейтинг. На первое место со второго поднялся седан Toyota Camry (+17% к прошлому месяцу). На втором оказался прежний лидер рейтинга, кроссовер Kia Sportage (-31%). А замкнул тройку лидеров новичок - китайский электромобиль Zeekr 001 (+205%), скакнувший за месяц сразу с 12 на 3 позицию. В топ-5 моделей также попали Hyundai Tucson (-21%) и Mitsubishi Outlander (+13%).
По-прежнему большинство мест в первой десятке моделей занимают автомобили класса SUV. На долю таких авто в объеме всех регистраций за сентябрь пришлось 68%. На втором месте автомобили D и С-классов – 10% и 5%.
Электромобили, хотя и занимают небольшую долю в структуре регистраций ТС, импортированных по параллельному каналу (всего 11%), но показывают заметный рост регистраций: с июля по август – на 20% и в сентябре на 50%. Но основная часть параллельного импорта, как и прежде, приходится на автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями: 60% и 16% соответственно.