Примерное время чтения: 5 минут
117

Ниже уровня марта. В ноябре рынок автомобилей с пробегом упал

Светлана Сороковская / АиФ-Ростов

Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса в банке «Открытие», входит в группу ВТБ) проанализировали результаты продаж ноября 2023 года в сегменте автомобилей с пробегом. Падение количества сделок на вторичном рынке, начавшееся в сентябре, продолжалось всю осень.

В ноябре было продано 550,7 тысячи авто с пробегом. Это на 28,5 тысячи или на 5% меньше, чем в октябре или почти на 100 тысяч сделок меньше, по сравнению с рекордным августом. Причём в объёмах продаж потеряли практически все бренды из первой двадцатки. Именно так на нашем рынке отражаются резкое внеплановое повышение утилизационного сбора, падение курса рубля и продолжающийся рост цен во всех сегментах авторитейла. И всё же, общий итог за 11 месяцев ещё вполне обнадеживающий – 6,14 миллиона автомобилей. По сравнению с таким же периодом прошло года на четверть больше.

Естественное сжатие рынка

Весной 2023 года объём рынка автомобилей с пробегом впервые за последние несколько лет превысил 570 тысяч сделок. Активный рост шёл вплоть до начала осени. Он был обусловлен не только отложенным спросом, но и относительно низкой стоимостью заёмных денег. Это многим упрощало покупку машины. Кроме того, довольно высокого (более 50 тысяч а/м в июле 2023 года) уровня достиг и импорт автомобилей с пробегом в Россию. Осенью, после ведения нового утилизационного сбора, ежемесячный объем импорта подержанных иномарок упал в среднем до 20 тысяч «штук». А новая высокая ставка рефинансирования ЦБ сделала гораздо более дорогими любые кредиты. На созданные условия рынок отреагировал естественным сжатием. И уже три месяца этот процесс продолжается почти по всем ведущим маркам и во всех сегментах.

Отечественная Lada, продажи которой на пике в августе составляли 146 тысяч штук, в ноябре была куплена 140,4 тысячи раз. За счёт широкой популярности в регионах в наибольших объемах в стране в целом продолжали продаваться модели, которые уже сняты с производства: «классика» 2107 (12 853 «штуки», -2%), Samara 2114 (11 786 а/м, -3%) и Granta (11 819 а/м, -1%).

Объёмы продаж «японцев» и «корейцев» также снижались. Но, как и раньше, их популярность все еще гораздо выше любых иномарок из других стран. Так, Toyota нашла в ноябре 54,4 тысячи покупателей (-9% к октябрю 2023 года), а по Kia состоялось 31,6 тысячи сделок (-3%). В то же время Nissan (25,6 тысячи а/м, -9%), долгое время остававшийся на четвертом месте в рейтинге, потерял сразу две позиции. Поднялись в рейтинге бренды Hyundai (26,6 тысячи, -4%) и Volkswagen (25,8 тысячи, +1%). А Renault, Chevrolet, Ford и Honda всё ещё относятся к тем маркам, которые продолжают продаваться у нас по 15-18 тысяч машин ежемесячно.

Во второй десятке рейтинга изменения в ноябре также незначительны. У BMW, Mercedes-Benz и Mitsubishi в ноябре появилось по 13-14 тысяч новых покупателей, у Skoda, Mazda, Opel и Daewoo - по 10-12 тысяч. И наконец, менее 10 тысяч сделок состоялось с машинами марок Audi, Lexus и SеAZ.

Тем же, кто уже начал строить бизнес ещё и на подержанных «китайцах», стоит обратить внимание прежде всего на марки Chery и Geely. В общем зачёте они уже входят в топ-30. Интересны такие машины прежде всего тем, что при их продаже через официальные салоны можно рассчитывать на выгодную цену выкупа благодаря увеличенным поддержкам по trade-in для автомобилей из Поднебесной.

Доступные седаны и хэтчбеки дали массу

В то же время в пику рынку новых машин, на котором последние несколько лет превалируют кроссоверы, во вторичном сегменте массовость продаж продолжали обеспечивать более доступные седаны и хэтчбеки.

Так, в топ-30 наиболее востребованных моделей в ноябре было всего три вседорожника: два автомобиля Lada Niva (ежемесячно версии Legend и Travel продаются в среднем по 7-9 тысяч «штук»), а также Toyota RAV-4 (4 тысячи сделок в ноябре).

А топ-10 рынка иностранных седанов остаётся неизменным весь текущий год. Тройку моделей-лидеров составляют Kia Rio, Ford Focus и Hyundai Solaris. Скромнее успехи у Toyota (Corolla и Camry), Volkswagen (Passat и Polo), а также Renault Logan, Mitsubishi Lancer и Daewoo Nexia.

В целом по рынку весь этот год первая двадцатка популярных марок остаётся неизменной по составу. Ближайший к «верхушке» китайский бренд – это Chery. Он лишь на 27-м месте в общем рейтинге и в ноябре (3 912 машин), и за 11 месяцев 2023 года (38634). Невелика и относительно стабильна пока и общая доля «китайцев» на рынке с пробегом - всего 2,48% по итогам последнего месяца осени. За российскими и японскими марками по-прежнему сохраняется больше половины рынка – 29% и 25% соответственно. Далее следуют немецкие, корейские и американские марки (14%, 13% и 7% соответственно). 

Итоги 11 месяцев 2023 года отличаются лишь тем, что накопительным итогом лидируют японские бренды, которые занимают долю в 27% по итогам января-ноября 2023 года. На втором месте по популярности за незавершённый год  -  отечественные бренды (26%),  замыкают рейтинг «немцы» (14%).

 «В целом объем вторичного рынка в ноябре составил 550,7 тысячи перерегистраций. Это на 28,5 тысячи или на 5% меньше сделок, чем в октябре 2023 г. По сути, рынок вернулся к низким уровням начала весны текущего года. Однако общий итог за 11 месяцев еще вполне обнадеживающий – 6,14 миллиона автомобилей (+24% к январю-ноябрю 2022 года). Причем в декабре уже появились предпосылки для возвращения к росту. Перед сменой календаря и закрытием планов по году продавцы традиционно оказываются наиболее сговорчивы. Если не произойдет каких-либо новых потрясений в финансовой ситуации в России, то общий объем вторичного рынка за год превысит 6,7 миллиона перерегистраций. При этом, как мы и прогнозировали ранее, в среднем на каждые шесть сделок с автомобилями с пробегом в 2023 году придется одна сделка по новой машине», - рассказала руководитель банка Марина Дембицкая.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах