Примерное время чтения: 6 минут
78

Сыграла ставка на результат

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ 10/02/2010

Скопившиеся за десятилетия недострой и недоремонт висят камнем на шее региональной экономики.Впрочем, само по себе строительство дорог – это экономика: бизнес основной и сопутствующий, рабочие места, качество жизни и социальный позитив как для тех, кто строит, так и для тех, кто ездит.  

Мимо кассы 
Когда 1 февраля дорожники ЗАО «Высококачественные автомобильные дороги» прорубились с р.Ивы на Восточный обход Перми, случилось то самое, к чему наш город готовился много лет: замыкая кольцо дорог, мы окончательно размыкаем тиски уличных пробок и районных тупиков. 
И только пермские подрядчики  не разделили общую радость. Заказ  строительство последнего участка магистрали достался питерцам по итогам тендера,  в котором местные фирма даже не участвовала. По мнению депутата и генерального директора  КТ «Пермская ДПМК» Сергея ТИТОВА, конкурсная документация включала требования, которые ни одна пермская компания заведомо не могла осилить. Барьер в 900 миллионов собственных средств, которые требовалось вложить на старте, и 300 миллионов залога оказался непреодолимым для местного бизнеса. 
- Мы ведь совсем недавно, года четыре как нормально развиваться стали, - вторит коллеге главный инженер ОАО «Пермдорстрой» Игорь БАЛУЕВ. - Благодаря дорожной политике губернатора открылась перспектива по крайней мере до 2012 года.  Стали  технику закупать, вошли  в лизинг, освоили технологии. Наша компания сегодня входит в пятёрку лучших в России. Мы хотим строить дорог; зачем нас вот так отодвигать?   
- Это просто рейдерство какое-то! – в сердцах говорит Сергей Титов.  
И его можно понять. Два с лишним миллиарда рублей бюджетных денег заработают конкуренты. А нашим что останется? 
Где заработать? 
Дорожники не продают свой товар на свободном рынке. У них только один покупатель – бюджет. Если бюджет всё, что планировал, уже купил, что делать? 
Сергей Титов утверждает, что технологии и техническое оснащение, которыми владеют пермские подрядчики, делают их конкурентоспособными не только на региональном, но и на мировом уровне. Надо ли пермским дорожным строителям искать работу за пределами края? Сергей ГАВРИЛОВ, и. о. начальника отдела развития и реновации сети автомобильных дорог Дорожного агентства Пермского края, смотрит на ситуацию позитивно: 
- Финансирование было в последнее время сокращено в части строительства новых дорог. Что касается денег на содержание и ремонт, то эти статьи бюджета не секвестируются. 
Часто дорога не выдерживает тот нормативный срок, который был заложен при строительстве и проектировании, не потому, что плохо сделали, а потому, что капитальный ремонт не  проведён  своевременно. Задача - выделять финансирование в таком объёме, чтобы выйти на нормативные межремонтные сроки, чтоб построенные дороги не разваливались. 
Ремонтировать и содержать дорожное полотно в рабочем состоянии не так почётно, как построить дорогу своего имени. Есть выбор, обижаться или конкурировать. 
Поиск заказчика за пределами региона не возбраняется. Если варяги отъели кусок нашего регионального пирога, то почему бы и нашим не покуситься на чужой каравай?  
Один блоггер сказал 
Существует неписаное правило, на бюджетные деньги растить свой, местный бизнес. Поэтому перспектива пермских строителей найти заказчика за пределами региона, очень  сомнительна. Они попали в разрыв между свободой местного рынка и общепринятой традицией внутренних преференций и регионального патернализма. 
По этому поводу будет уместно процитировать пост одного весьма популярного блоггера:  
 «Мой знакомый не раз повторял: «Согласен, что и для моего бизнеса выгодны прозрачные отношения с властью. Но это - завтра. А сегодня я хочу иметь преимущества. Зачем мне губернатор, который не даёт мне ничего, на чём я могу зарабатывать деньги? В других регионах мне не дают преференций и все лоббируют местный бизнес, почему тогда в своём регионе я должен жить наравне с чужаками?» …Иногда не коррупция напрягает бизнес, а её отсутствие».
Не взяли барьер 
Варяги:  Главмосстрой, Уралсибспецстрой (с ним всё ещё город судится из-за неисполненных гарантийных обязательств) и самой недоброй памяти фирма «Космос», за которой практически всё пришлось переделывать, - на дорогах Перми уже оставили след. 
Заказчик намучился и многому научился. Отсюда – особенности конкурсной документации на строительство второй очереди магистрали Стахановская - Ива с выходом на Восточный обход. 
Поманив бюджетным рублём, заставил заезжего подрядчика работать и авансом, и очень быстро.  О барьер, выстроенный против недобросовестного подрядчика, споткнулись «свои». 
- Мы просто не пошли  туда, потому как понимали, что это невозможно в такие сроки сделать, - говорит Сергей Титов о сроках и объёмах, заложенных в конкурсную документацию. - Одни порубочные билеты оформить сколько надо времени!  
Впрочем, заказчик категорию «свой-чужой» изначально в расчет не брал. И, похоже, не просчитался. Вопреки неблагоприятным прогнозам, 1 февраля 2010 года ЗАО «ВАД» приступило к  строительству двухуровневой развязки в месте стыковки Восточного обхода с магистралью «Старцева – Ива». Это факт. Доказали делом право на два миллиарда. Наши пока несут потери. Но присутствие в регионе сильной строительной компании, способной выиграть самый жёсткий тендер, держит рынок в тонусе и в долгосрочной перспективе это хорошо.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах