Пахать же в прямом и переносном смысле приходится лишь областным сельским жителям да ещё археологам и... археологам. Такое парадоксальное деление имеет смысл, ведь одни - «белые», другие - «чёрные». И последних в Подмосковье да и в других российских регионах становится всё больше.
И битые горшки пошли в дело
В своё время профессор Артемий Арциховский пустил в ход удачный афоризм: «Археология - это история, вооружённая лопатой». В некотором смысле так оно и осталось, но появилось исключение - «чёрные» археологи вооружаются не только лопатами, но и металлоискателями, а то и газовыми пистолетами с электрошокерами. На тот случай, если учёные «лохи», которые исследуют памятник и потом сдают находки в музеи, вдруг посмеют предотвратить нарушение закона. «Если даже нам удаётся задержать грабителей до приезда милиции, толку мало, - говорит Николай Винокуров, профессор, начальник Артезианской археологической экспедиции. - Сотрудники правоохранительных органов их практически тут же отпускают. Конечно, от нас властям корысть небольшая, а вот незаконная продажа археологических ценностей, как и любой другой теневой бизнес, приносит скорые и более чем солидные барыши и, соответственно, сулит «откаты».
Иной скажет: мол, полно вам. Археология - это всё-таки не нефть или газ, разве с неё обогатишься? На поверку получается, что очень даже. Согласно самой грубой прикидке, если за 100% взять все археологические памятники европейской части РФ, то выйдет, что разведано их не более 10%, а так или иначе тронуты раскопками не более 1%. Поле для деятельности «чёрных» есть, да ещё какое. Можно даже золото найти, особенно в южных областях России и на Северном Кавказе, там, где когда-то обосновались скифы и сарматы. А в наших палестинах, в междуречье Оки и Волги, не редкость древнерусские клады серебряных арабских монет, дирхемов. Но дело не в ценности металла как такового. На чёрном рынке высоко ценится всё, что тронуто «пылью веков».
«В течение последнего десятилетия появились люди, которые, скажем, целенаправленно собирают древнерусский погребальный инвентарь, - рассказывает Ирина Сапрыкина, сотрудник отдела охранных раскопок Института археологии РАН. - Так что теперь с уверенностью можно сказать - в Подмосковье почти все курганные группы подверглись ограблению. Причём копают профессионально. И интересуются буквально всем. Раньше, например, археологи, занимающиеся каменным веком, работали относительно спокойно - ну кому нужны битые горшки, кремнёвые стрелы и гранитные топоры? Теперь на рынке внезапно появился спрос на грамотно подобранные коллекции предметов каменного века. И «чёрные» тут же отреагировали созданием специальных отрядов, которые занимаются исключительно «камнем». Между нами и ними в Подмосковье уже случались стычки, и, если продолжится подобный беспредел, не исключаю, что дело дойдёт и до рукоприкладства».
Учёные против «бизнесменов»
Кое-где, впрочем, до рукоприкладства уже дошло. В июле на Керченском полуострове работники Артезианской археологической экспедиции накрыли группу «чёрных» археологов, а попросту - грабителей, которые производили незаконные раскопки на некрополе поселения. При попытке задержания грабители оказали сопротивление. И, по информации Аси Энговатовой, замдиректора Института археологии РАН, в наших березняках ситуация такая же, как и на Керченском полуострове: «Под Дмитровом местным жителям удалось задержать грабителей, которые рыскали с лопатами и металлодетекторами по древнерусскому селищу. Так в милиции отказались даже зарегистрировать правонарушение! С такими «искателями» мы сталкиваемся всё чаще и чаще. Создаётся впечатление, что это стало чем-то вроде досуга».
Наверное, так и есть, в конце концов, любой юный джентльмен, насмотревшись приключений Индианы Джонса, может отправиться на поиски «Ковчега Завета». Но как быть с теми, кто работает профессионально? Неужели все они перебежчики из стана официальных учёных-археологов? «В последние лет 10 боссы, держащие рынок незаконного оборота археологических находок, вкладывают средства не только в «чёрные» экспедиции, - говорит Николай Винокуров. - Они оплачивают обучение «агентов» на специализированных факультетах вузов. Выпускники же кроме знаний вполне официально могут получить доступ к архивам, помеченным грифом «Для служебного пользования». А это уже катастрофа!»
Как бороться с грабительством, пока неясно. Но профессионалы настаивают на том, чтобы Россия для начала ратифицировала Международную конвенцию о защите археологических памятников, по которой использование частными лицами металлодетекторов - уголовное преступление. Ведь те, кто грабит археологические памятники, по сути, лишают нас истории. Разве за это не надо наказывать?!
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть