И показывает на ладони большой с коричневым налетом клык (в полтора раза больше человеческого!) то ли оборотня, то ли йети.
Необычный экспонат
Скелет сибирского носорога и останки мамонта. Десятки монет разных эпох и времен. Ржавый дореволюционный миксер. Старинные утюги и коньки. Драгунская шашка и оружие времен гражданской войны. Каких только экспонатов нет в коллекции Пожвинского музея. Большинство – находки во время экспедиций, в которые Алексей ходил с пожвинскими мальчишками по побережью Камы. В свое время, когда делали водохранилище, река в Верхнекамье затопила десятки деревушек и древних городищ. И теперь ежегодно после сброса воды она оставляет на берегу множество древних артефактов. Сам любитель старины и раскопок Алексей Панфилов своим увлечением заразил многих парней-односельчан.
Но самый необычный экспонат музея – огромный и странный зуб – хранится в специальном футляре. Его Алексей от греха и любопытных глаз подальше убирает на шкаф. Рядом с клыком в коробочке лежат бумага с молитвой и счастливый билетик.
«Знаете, на востоке энергию проверяют с помощью кольца на веревке. Так вот, над зубом оно замирает – отрицательная у него энергетика. Один парень из Кудымкара подержал его в руках, потом резко заболел и две недели в больнице провалялся с ангиной. Поэтому стараюсь никому не давать его в руки. На меня-то он не действует, раз сам выбил его», – говорит Алексей Панфилов.
История, как зуб попал к нему, удивительна и таинственна.
Драка с вурдалаком?
Дело было несколько лет назад, во время одной из экспедиций. Наш герой с сыном отправились в поход на реку Иньва чуть загодя – на день раньше основной группы.
«Со старшим сыном должны были приготовить лагерь к приходу ребят на следующее утро. Вроде нашли неплохое место для стоянки, – рассказывает Алексей Панфилов. – Но вечером мне Мишка (сын Алексея – Прим. Авт) говорит: «Слушай, папа, как-то здесь страшно. Давай не будем тут спать». «Ладно», – говорю ему. В итоге спать легли около лодки. Помню, полнолуние было. В полночь чувствую, что словно кто-то смотрит в окошко палатки, и стало светло как днем. И тут раз: два красных глаза в палатку заглядывают. И детский смех. Я только успел подумать: «Какие дети?! Откуда?!». До ближайшей деревни километров десять. Затем слышу женский голос: «Тише-тише, а то разбудите их».
Я вылез из палатки и вижу, что на том пригорке, где мы поначалу хотели лагерь разбить, дома стоят, костры горят, люди в старинных сарафанах и длинных рубахах хороводы водят, через костры прыгают. Я стал подкрадываться к холму и неожиданно столкнулся с женщиной: она от меня за дерево спряталась. Я спрашиваю ее: «Почему так испугалась? Она в ответ: «Я не завидую тебе, когда они узнают, что ты среди нас появился». Я – ей: «Ладно, в таком случае тебя в живых оставлю».
И дальше пошел к пригорку. А среди них старик стоял с посохом, обереги на поясе висят. Увидел меня и говорит: «Мы здесь не одно поколение существуем, и будем вечно жить. Ты же знаешь, что мне достаточно крови лошади или собаки, и ты со мной ничего не сможешь сделать». И бросился на меня. Я успел только локтем закрыться, и попал ему в зубы. Схлестнулись мы с ним, я в итоге голову ему скрутил: фонтан крови из его шеи ударил мне в глаза… Я глаза протер, а уже солнышко поднимается, на поляне нет никого. Мы с сыном вещи покидали – и бежать с этого места. Вскоре подъехали ребята на трамвайчике. Вернулись к стоянке: оказалось, что мы спали на средневековом могильнике. Там нам бусы и керамика разная попалась. А на пригорке нашли этот зуб, который, видимо, я выбил. Как оказалось, на холме селище было: еще тысячу лет назад там люди жили.
Сон или явь?
Что это было – галлюцинация, кошмарный сон или явь – Алексей Панфилов не берется судить. Показывал зуб стоматологам. Они говорят, что это человеческий клык, но с необычной и непонятной патологией, как у хищников, которые рвут сырое мясо зубами. Изучали необычную находку и пермские уфологи: они полагают, что зуб мог принадлежать снежному человеку или оборотню. Сам же хранитель музея больше склоняется к версии, что это клык древнего ведуна.
«Женщина, которая экстрасенсорикой занимается, увидев зуб, даже в руки не стала его брать: «От него сильный негативный потенциал идет!». Многие советуют мне его выбросить. Мол, все беды и разруха в Пожве в последние годы (несколько лет назад обокрали местный старинный храм, в прошлом году окончательно закрылся машиностроительный завод – прим. авт.) от него», – говорит Алексей Панфилов.
Но необычную находку не выбрасывает. Надеется, вдруг кто-то заинтересуется зубом и проведет дорогую генетическую экспертизу, чтобы определить, кому же он принадлежал.