Примерное время чтения: 7 минут
91

Взаимовыгодный альянс

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ-Прикамье 13/04/2011

Событие, перспективы которого активно обсуждались участниками калийного рынка весь предыдущий год, близко к завершению: ОАО «Сильвинит» вскоре окончательно объединится с ОАО «Уралкалий».

В результате объединённая компания по объёму производства попадёт в первую тройку мировых лидеров в сегменте калийных удобрений.

Какие изменения принесут эти события для самой компании, для отечественного потребителя хлористого калия и повлияет ли это на  стоимость продукции «Уралкалия» на мировом рынке?

ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ

Укрупнение добывающих и перерабатывающих предприятий в концерны, холдинги и объединения в последнее время становится общим трендом. Вот и мировая калийная отрасль также пошла по пути консолидации. Так, в 2010 году компания К+S приобрела компанию Potash One, а горнодобывающий гигант BHP Billiton сделал предложение о покупке крупнейшего производителя калия Potash Corp. Объединение же двух одноотраслевых предприятий, находящихся в непосредственной географической близости друг от друга, - событие, укладывающееся не только в рамки мирового тренда, но и обычной логики. 

Укрупнённая компания будет иметь привлекательный портфель проектов, включая существующие и новые месторождения, а также устойчивую структуру капитала, необходимую для поддержания стратегии роста, продолжения надежных партнёрских отношений с покупателями и обеспечения благоприятного климата для её работников и акционеров.

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России, в начале апреля одобрившей сделку, считают, что  в среднесрочном и долгосрочном периоде объединение должно иметь существенный положительный эффект, поскольку в  современных условиях только самые крупные компании могут эффективно контролировать свои издержки и реализовывать серьёзные инвестиционные программы.

- Инвестиционные проекты в калийной отрасли долгосрочны и имеют высокую стоимость, поэтому их реализация под силу только крупным компаниям, обладающим финансовыми ресурсами, - подчеркнул начальник управления службы Максим Овчинников. - Таким образом, объединение «Уралкалия» и «Сильвинита» будет напрямую способствовать увеличению мощностей по производству калия в России, создаст предпосылки для сохранения конкурентоспособности российских производителей на мировом рынке.

Принимая во внимание положительную динамику на рынке калийных удобрений и ожидаемый рост спроса на калий, объединённая компания воспользуется появившимся преимуществом, значит, эти слова оправдаются достаточно быстро. 

НОВАЯ МАРКЕТИНГОВАЯ ПОЛИТИКА

Конкурентоспособность отечественного  производителя на мировом рынке - факт, безусловно, греющий душу. Но с другой  стороны, объединённая компания становится полноценным монополистом на рынке внутреннего потребления калийных удобрений, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Прежде чем одобрить сделку по объединению двух предприятий, ФАС России выставила в адрес ОАО «Уралкалий» несколько условий, призванных защитить интересы российских потребителей.

В частности, компании было предписано разработать маркетинговую политику, регламентирующую недискриминационные условия распределения объёмов хлористого калия на внутреннем рынке и единый порядок ценообразования для каждой из групп потребителей. С 1 апреля 2011 года «Маркетинговая политика», текст которой опубликован на сайте компании, вступила в действие.

Согласно документу, сельхозпроизводители будут получать калий по специальной льготной цене, а производители сложных удобрений будут иметь право на премию для тех объёмов сырья, которое идёт на выпуск продукции для российских потребителей. Компания должна резервировать для российского рынка объёмы, как минимум, равные прошлогодним. В случае поставки калия на биржу компания согласовывает порядок участия в торгах и объём таких продаж с ФАС.

Кроме того, компания в одностороннем порядке взяла на себя обязательства по удовлетворению потребностей покупателей хлористого калия на российском рынке, согласованию с ФАС всех изменений сбытовой и маркетинговой политики, а также предварительному информированию службы о планируемом повышении цен.

Такая политика продаж в корне изменит ситуацию на внутреннем и отчасти на внешнем рынках  минеральных удобрений.

ЦЕНА ДОГОВОРНАЯ

Ранее российские производители хлористого калия неохотно брались  за поставки продукции на внутренний рынок, поскольку цены на нём были крайне низкими. При этом большая часть поставляемого на территорию нашей страны калия уходила на экспорт в составе сложных удобрений. Сегодня, после вступления в силу новых правил ФАС и маркетинговой политики «Уралкалия», поставлять калий на внутренний рынок становится выгодным.

Сохранение действующего льготного ценообразования,  при котором устанавливаемая цена на калий для поставок отечественному сельхозпроизводителю существенно ниже экспортных цен, также выгодно «Уралкалию» за счёт существенной экономии на транспортных издержках. Поскольку компания заинтересована в развитии внутреннего рынка калия, то намерена и в дальнейшем субсидировать отечественных сельхозпроизводителей.

Ожидается, что новые правила реализации продукции «Уралкалия» послужат стимулом для увеличения поставок на внутренний рынок и производителям сложных удобрений. По крайней мере, уже сегодня компания заключила взаимовыгодные трёхлетние соглашения со всеми основными российскими производителями сложных удобрений, в результате чего был прекращён конфликт, длившийся на протяжении последних полутора лет.

Согласно документу, субсидирование экспортных поставок с 2011 года прекращено: те объёмы калия, которые требуются для состава сложных удобрений, предназначенных  на экспорт, будут закупаться производителями по минимальным экспортным ценам с учётом ряда скидок. А за калий в сложных удобрениях, предназначенных для внутреннего  рынка, производителю даже полагается некий бонус.

НА ТО И МОНОПОЛИСТ, ЧТОБ КОНКУРЕНТ НЕ ДРЕМАЛ

Первыми компаниями, заключившими соглашения  по новым правилам, стали МХК «Еврохим» и холдинг «Фосагро».

- Руководство нашего холдинга действительно согласилось с новыми условиями поставок продукции «Уралкалия», и достигнутое соглашение вскоре вступает в силу, - подтвердил руководитель пресс-службы МХК «Еврохим» Владимир Торин.

- Но поскольку «Еврохим» пока не производит значительного количества  сложных удобрений, то случившиеся изменения существенно на наш бизнес не повлияли.

По мнению специалистов ФАС, мировой калийный рынок в ближайшее время будет принадлежать нескольким компаниям, которые постепенно вытеснят средних и мелких игроков с рынка. А большой «Уралкалий» по мощности будет третьим в мире.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах