
В прошедшую пятницу министр природных ресурсов Юрий Трутнев провёл в Перми очередное заседание Правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии на Верхнекамском месторождении. Обсуждалось сегодняшнее состояние воронки, образовавшейся на железнодорожных путях в ноябре 2010 года, и прогнозы по дальнейшему развитию ситуации, как в период паводка, так и на более длительную перспективу.
НАБЛЮДЕНИЙ МНОГО НЕ БЫВАЕТ
По данным постоянного мониторинга, на 12 апреля размер новой воронки составляет 112 на 64 метра, а скорость оседания грунта вокруг неё с января стабильно держится на уровне 5-10 миллиметров в месяц. (Для сравнения: в 2008 году в районе первого провала скорость оседания составляла около 150 мм/мес.) Весеннее таяние снега несколько размыло края воронки и увеличило вероятность её расширения в сторону железнодорожных путей.
Участок автомобильной дороги, расположенный неподалёку от второго проседания, был признан опасным и закрыт для движения людей и транспорта. Но в целом, по оценкам, специалистов, ситуация на участке возле железнодорожной станции остаётся стабильной.
- Мониторинг за поведением грунта в зоне проседания по-прежнему ведётся всеми известными науке методами, - подчеркнул генеральный директор ОАО «Уралкалий» Владислав Баумгертнер. - Со сходом снега возобновится и наблюдение за подземными изменениями из космоса, прерванное в декабре из-за его неэффективности в зимний период.
Сейчас в компании приступили к разработке проекта ликвидации воронки на железнодорожных путях. По мнению калийщиков, воронку необходимо засыпать, чтобы вытеснить воду и уменьшить давление на земные пласты. С ними согласны и в департаменте капитального строительства ОАО «Российские железные дороги». Предполагается, что к августу проект будет готов, а подготовительные работы будут начаты сразу после окончания паводка.
Юрий Трутнев в целом одобрил идею ликвидации, подчеркнув, однако, что решение о дальнейшей эксплуатации железнодорожных путей должно быть принято только после полного выяснения причин проседания грунта.
УЧЕНЫЕ РАЗОШЛИСЬ ВО МНЕНИЯХ
Подобный акцент, сделанный на точность понимания причин, отнюдь не случаен. Дело в том, что уже несколько месяцев мнения учёных двух исследовательских институтов - Горного института УрО РАН и ОАО «Галургия» - по этому вопросу отличаются. Горный институт УрО РАН связывает происхождение воронки на железнодорожных путях с карстовыми явлениями, то есть с природными особенностями неглубинного характера. В «Галургии» считают, что она может быть связана с первым провалом.
- Такое расхождение во мнениях беспокоит, ведь прогнозировать дальнейшие события, можно только точно зная причины, - заявил министр природных ресурсов. - Я дал поручение Ростехнадзору разобраться в этой ситуации. Если учёные не придут к единому мнению, то нужно найти третий институт (российский или международный), который выскажет свою позицию.
При этом учёные единодушно отмели все разговоры о возможных провалах в жилой зоне города. Мнения обоих институтов совпали: произошедшие ранее события жителям Березников не угрожают.
И ПРО УДОБСТВА НЕ ЗАБЫЛИ
Ряд вопросов на встрече возник у главы Правительственной комиссии по части благоустройства в микрорайоне Усольский-2, куда после аварии на территории БКПРУ-1 переселена часть жителей Березников. Они касались в основном строительных и дренажных недоделок, ведущих к неудобству проживания в новых домах, недостатка автобусного сообщения микрорайона с центром города, а также необходимости возобновить работу общественной приёмной для жителей города в ежедневном режиме.