Восемь месяцев назад, 4 декабря 2011 г., в Березниках появилась новая, третья по счёту, воронка. Расположилась она в 100 м к северу от бывшего административного здания Березниковского шахтостроительного управления. Размеры её были сравнительно небольшими: 22 на 30 метров.
Расстояние до ближайших жилых домов превышало 1,5 км, до автомобильной дороги - 500 м, до недействующей железной дороги - 700 м. По мнению экспертов, угрозы для жителей города, инженерных сетей и коммуникаций новая воронка не представляла. Кстати, возможность проседания почвы на данном участке прогнозировалась Горным институтом УрО РАН и ОАО «Галургия», которые по результатам исследований выявили район, характеризующийся высокими скоростями оседания грунта.
Своими силами
Городские власти усилили охрану в районе БШСУ и организовали постоянное наблюдение за развитием ситуации. Тем не менее, необходимости принятия чрезвычайных мер не было. Более того, ещё в марте этого года прекратила свою работу правительственная комиссия во главе с Юрием Трутневым, созданная сразу после появления первого провала в Березниках в 2007 г.
- Жители расселены. Проведена большая работа по изучению ситуации, идёт закладка пустот. Есть ряд проблем по эксплуатации Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей. Но вряд ли для их решения нужна отдельная правительственная комиссия. Тогда нам ко всем месторождениям в России надо отдельные комиссии создавать, - пояснил тогда решение федеральных властей Юрий Трутнев, министр природных ресурсов.
Мониторинг за проседанием грунта в Березниках передали полностью на региональный уровень, так же как и работы по ликвидации воронок. Наблюдение за провалом показало, что его размеры стабилизировались, а сейсмособытия, влияющие на изменения его контуров, прекратились. Это позволило березниковским калийщикам в конце июля начать работы по ликвидации воронки. Ежедневно в провал сбрасывается 5-7 тыс. тонн смеси. По словам главы города Сергея Дьякова, был учтён опыт по ликвидации воронки в районе железнодорожных путей. Как и в прошлом году, для ликвидации воронки используют ПГС, добываемую со дна Камы. Этот экологически чистый материал совершенно безопасен для водоносных горизонтов. В общем, при разработке проекта по ликвидации воронки севернее АБК БШСУ были учтены эти нюансы.
Уберут к осени
Работа идёт круглосуточно. Специальные краны поднимают со дна реки грунт, загружают на баржи, в порту его перегружают на самосвалы и доставляют к месту засыпки. Глава города отметил, что компания «Уралкалий» взяла на себя финансирование и выполнение всех работ, в том числе, подготовила дороги на территории промплощадки БКПРУ-1 и частично в городе, по которым к воронке ездят многотонные самосвалы.
- Работы ведёт «Соликамский строительный трест», у специалистов которого уже есть опыт по засыпке воронки на железнодорожных путях, - говорит Дмитрий ЮДИН, начальник управления капитального строительства ОАО «Уралкалий». - Работают 10 самосвалов, погрузчик, бульдозер и экскаватор. С помощью передвижного ленточного транспортёра ПГС засыпается в воронку. По оценкам специалистов ОАО «Уралкалий», для засыпки воронки глубиной более 60 метров потребуется около 400 тыс. тонн песчано-гравийной смеси.
В «Уралкалии» планируют уже в сентябре заполнить воронку севернее АБК БШСУ, а затем приступить к подсыпке воронки на железнодорожных путях. Со времени окончания работ грунт там осел примерно на 3 метра. При этом исследования учёных показывают, что решение о засыпке было верным. Уже осенью городские власти начнут переговоры с представителями РЖД о восстановлении инфраструктуры железнодорожной линии в Березниках. После того как воронка севернее АБК БШСУ будет засыпана, учёные понаблюдают за ситуацией, и как только она стабилизируется, мы сможем открыть автомобильное движение по кольцу в этом районе, уверен Сергей Дьяков.
Специалисты «Уралкалия» придерживаются такой же точки зрения. Через полтора месяца будут видны первые результаты. Тем не менее, на месте воронки будут установлены реперы, и наблюдение за этим районом будет продолжено. Ведь, как известно, безопасность - прежде всего.