Для ликвидации воронки в районе железнодорожной станции в Березниках потребуется 800 тысяч тонн специальных материалов.
Как показывают данные постоянного мониторинга, за период с 21 апреля по 19 мая скорость оседания грунта вблизи воронки, которая образовалась в конце ноября прошлого года, составили 6-9 мм/месяц. Эти показатели неизменны с января, и сегодня можно говорить о её стабильном состоянии.
НЕ СИДЕТЬ СЛОЖА РУКИ
Напомним, в конце апреля после консультаций с учёными из научных институтов компания «Уралкалий» совместно с городской администрацией выступили с предложением ликвидировать воронку.
- Сегодня у нас достаточно информации, чтобы взвешенно принимать такое решение. Настало время не просто наблюдать за тем, что происходит в воронке, но и принимать меры по её ликвидации. Поэтому принято решение её засыпать, а затем восстановить железнодорожные пути, - отмечает глава Березников Сергей Дьяков.
8 апреля на заседании в Перми предложение калийщиков и администрации Березников поддержала правительственная комиссия во главе с министром природных ресурсов Юрием Трутневым, который поручил составить график ликвидации воронки совместно с научными институтами и РАО «РЖД». График уже подготовлен и сейчас находится на согласовании в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ.
По предварительным данным, чтобы засыпать воронку, потребуется порядка 800 тысяч тонн (или 400.000 м3) спецматериалов. Сейчас специалисты ОАО «Галургия» проводят расчёты, какой материал лучше всего подойдёт для этих целей. Согласно разработанному графику, воронку предполагается ликвидировать в январе следующего года.
После того как воронка будет засыпана, можно будет приступить к восстановлению железнодорожных путей. Вопрос стратегический - именно здесь формируются железнодорожные составы для отгрузки продукции большинства предприятий Березников.
«ПРИРОДА ЛЕЧИТ СВОИ ГОЛОВНЫЕ БОЛИ»
Стабильной остаётся ситуация и с провалом, который образовался в 2007 году на первом руднике (БКПРУ-1). Так, по последним данным мониторинга ОАО «Уралкалий», минимальное расстояние от восточного борта провала до железнодорожной ветки остаётся без изменений - 69 метров. На 19 мая абсолютная отметка уровня воды в воронке провала составила 109,2 метра. В среднем же его глубина варьируется в пределах от 20 до 81 метра. Для сравнения: на момент образования провала она равнялась 280 метрам.
- Как показывают наблюдения, провал постепенно заиливается и сегодня не представляет никакой угрозы, - отмечает директор Горного института УрО РАН Александр Барях.
Как говорят в таких случаях учёные, «природа лечит свои головные боли».
ТРЕТИЙ - НЕ ЛИШНИЙ
Как известно, специалисты Горного института и «Галургии» разошлись во мнении, что является причиной образования воронки на железнодорожных путях.
Поэтому на апрельском совещании Юрий Трутнев предложил пригласить третий независимый институт по вопросам провала и оседаний, чтобы иметь ещё одно экспертное мнение.
- Нам важно более точно знать причины проседания грунта в районе вокзала, чтобы точнее прогнозировать последствия. Это тем более необходимо, потому что здесь планируется восстанавливать железнодорожные пути, - подчеркнул тогда министр природных ресурсов.
В итоге в качестве такого института была выбрана немецкая компания «Эркослан», которая занимается калийными месторождениями не только в Германии, но и в мире. В минувший четверг её представители посетили Березники, осмотрели провал на промплощадке БКПРУ-1 и воронку в районе железнодорожного вокзала, ознакомились с системой мониторинга.
- Немецкие специалисты были приятно удивлены, на каком уровне сегодня ведётся мониторинг в Березниках, какое количество методов используется для наблюдения и прогнозирования, - сообщил «АиФ-Прикамье» Александр Барях. - Конечно, предотвратить оседание грунта и образование воронки никому не дано, поэтому важно правильно спрогнозировать эти процессы. Сегодня можно с уверенностью говорить, что под городом размывов, подобных тому, который случился в районе вокзала, нет.
Как подчёркивают специалисты, угроза возникновения провалов в жилой зоне Березников отсутствует.
КУРС НА УКРЕПЛЕНИЕ ДОМОВ
Помимо тщательного наблюдения, на основе которого составляются прогнозы возможных оседаний грунта, и ликвидации воронки сегодня в Березниках готовы и к другим упреждающим мерам.
Так, в этом году в городе будут апробированы технологии подъёма и выравнивания многоквартирных жилых домов. Благо, в России такой положительный опыт уже есть.
- В нашей стране успешно используется несколько технологий по подъёму и выравниванию многоэтажных зданий, получивших неравномерные деформации. Сейчас мы активно встречаемся с институтами, которые в России и за рубежом занимаются «выравниванием» домов и введением конструктивных мер защиты. Предложения интересные, наработки и выполнение проектов - хорошие. Нам важно максимально обезопасить наших жителей, сделать так, чтобы дома даже в случае возможного проседания грунта не становились аварийными. Здесь мы постараемся сработать на опережение. Это нормальная практика для городов, построенных «на подработке», - поделился планами с «АиФ-Прикамье» Сергей Дьяков.
Стоит добавить, сейчас в Березниках продолжается расселение двенадцати аварийных домов. На эти цели из местного и краевого бюджетов в этом году будет выделено 459 миллионов рублей. Как отмечают в городской администрации, этих средств должно хватить, чтобы расселить всех жителей аварийных домов до конца 2011 года. Чтобы ускорить и облегчить процесс расселения, для жителей аварийных домов создаются штабы, где люди могут получить любую информацию и помощь.
КСТАТИ
Сегодня в Березниках создана мощная система мониторинга, которая позволяет отслеживать состояние земной поверхности, а также всех зданий и сооружений в городе. Все данные анализируется раз в неделю, на их основании рассчитываются длительные прогнозы для всей территории города по возможным оседаниям грунта, их скоростям и последствиям.
Наблюдения ведут как научно-исследовательские институты (Горный институт УрО РАН и ОАО «Галургия»), так и компания «Уралкалий», которая, в частности, следит за состоянием жилых домов в Березниках. Кроме того, в городе уже больше года в круглосуточном режиме функционирует Единая дежурная диспетчерская служба 112, которая принимает все обращения жителей по поводу состояния жилых домов, коммуникаций и возможных нештатных ситуаций. Также в ЕДДС осуществляется видеонаблюдение в режиме онлайн за воронкой в районе городского вокзала.