Примерное время чтения: 8 минут
441

Посёлок отчаяния

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ-Прикамье 25/10/2011

Все моногорода в России счастливы и несчастны по схожим причинам: работает градообразующее предприятие - и то хорошо, а ежели дышит на ладан или, не дай Бог, загнулось - пиши пропало.

22 октября несколько сотен бывших работников Юго-Камского машиностроительного завода, отчаявшихся получить свои кровные, вышли на митинг.

Проводник Юлиан

В прошлую субботу посёлок Юго-Камск встречал гостей хмурой осенней погодой. Сойдя с автобуса, спрашиваю у паренька: «Как пройти на стадион?»

- Вы на митинг? Давайте провожу, я тоже туда иду.

По пути знакомимся: моего проводника зовут Юлианом Данилевским, учится в восьмом классе. Пока движемся к стадиону, мой юный попутчик успевает поразить серьёзностью, редко свойственной его ровесникам.

- Я собираюсь выступить на митинге. Зачем? Хочу высказать своё мнение по поводу того, что наш посёлок медленно, но верно погибает. Когда работал завод, то и жизнь в Юго-Камске была. Был техникум, где молодёжь, которая связывала свою судьбу с заводом и родным посёлком, могла получить нормальную профессию. А теперь ей приходится уезжать в Пермь. Тех людей, которые развалили наш завод, иначе как предателями не назовёшь.

Пара минут, и мы на месте - поселковом стадионе, где уже собралось около пятисот человек.

Бесполезные бумажки

Более 65 миллионов рублей - такова сегодня общая задолженность по зарплате на юго-камских предприятиях, которые входят в Западно-Уральский машиностроительный концерн (ООО «ЗУМК») и уже третий год находятся в стадии банкротства. У большинства бывших работников есть решения мировых судей о выплате причитающихся им денег. Как водится, в десятидневный срок. Вот только все эти постановления пока как мёртвому припарки. В целом долги предприятий Юго-Камского машзавода сейчас превышают полмиллиарда рублей, а работники, как известно, относятся ко второй очереди кредиторов. По словам конкурсных управляющих, рассчитываться особо и нечем.

- Мне должны 17 тысяч рублей, дочери и снохе - по 40 тысяч рублей, - рассказывает пришедшая на митинг Фаина Угольникова, которая 37 лет проработала на Юго-Камском машзаводе токарем-контролёром. Сейчас мотается в краевой центр, где трудится санитаркой в больнице. - Да у нас полпосёлка ездит работать в Пермь.

И этой «половине» ещё повезло, что смогла найти работу в Перми и других соседних городах и весях. Многие же, особенно те, у кого возраст за полтинник, перебиваются шабашками да временными работами. Кто-то выживает за счёт огорода.

- Пробовал искать работу в Перми: когда узнают, что мне 54 года, сразу от ворот поворот, - говорит бывший формовщик арматурного цеха Сергей Гладких. - Выживаю только за счёт огорода. Я сдельщиком был, поэтому долг по зарплате передо мной небольшой - всего 20 тысяч рублей, но мне бы эти деньги сейчас ой как пригодились.

Кстати, 22 октября поддержать акцию протеста югокамцев приехали работники Пермского абразивного завода, где сложилась похожая ситуация: долги по зарплате на обанкротившемся предприятии составляют порядка 6,5 миллиона рублей. Осень у нас, как известно, в этом году предвыборная, поэтому на митинге засветились представители так называемых оппозиционных партий - «эсэры» и коммунисты.

Как расхищали завод

Открывает митинг один из главных его организаторов - Людмила Полыгалова, бывший кассир-бухгалтер ООО «ЮКМЗ». Летом прошлого года она вместе с Галиной Болотовой и Любовью Майлычко собрала инициативную группу, которая сегодня представляет интересы бывших работников Юго-Камского машзавода.

- Создать такую инициативную группу нас помимо долгов по зарплате побудило то, что началось планомерное хищение имущества с предприятий-банкротов, то есть конкурсной массы. Так, с мая 2010 года начался незаконный, по нашему мнению, вывоз оргтехники, материалов, оборудования, инструментов ООО «ЮКМЗ». В сталеплавильном цехе были изъяты кабельные линии и демонтированы железные полы, которые вывезли на ответхранение на Камскую базу ООО «Уралтрансмет». Плиты полов были вывезены без учёта их количества и стоимости, просто свалены под открытым небом, и затем подвергались резке. У нас есть фотографии, подтверждающие эти факты. К сожалению, районным ОВД нам было отказано в возбуждении уголовных дел по фактам хищения имущества завода. Отмечу, что сложно добиться уголовного преследования из-за отсутствия бухгалтерской отчётности на всех предприятиях Юго-Камского машзавода. Она была просто уничтожена. И это только несколько примеров того беспредела, который здесь творится, - рассказывает Людмила Полыгалова.

За минувший год в поисках справедливости инициативная группа пыталась достучаться до представителей всех ветвей и уровней власти. Отправляли письма президенту и премьер-министру, встречались с краевыми депутатами и чиновниками, в том числе с губернатором, руководителями краевой прокуратуры и полиции. Всех не перечесть. Только полученных в ответ на обращения бумаг у Людмилы Полыгаловой наберётся на несколько томов. А воз и ныне там.

- От чиновников и депутатов сплошные отписки. Конкурсные управляющие бездействуют, правоохранительные органы молчат. Кто ответит за вывезенное имущество с завода в виде готовой продукции и другого имущества? По нашим подсчётам, этого бы хватило не только погасить долги по зарплате, но и уплатить налоги, рассчитаться с другими кредиторами. Наш митинг - акция отчаяния, - говорит Людмила Ивановна.

Я знаю, посёлок будет?

Засветился в минувшую субботу на митинге и глава Юго-Камска Андрей Бояршинов. Его хоть и не звали, но он пришёл. И даже выразил согласие с некоторыми требованиями митингующих.

- Я поддерживаю внесение изменений в закон о банкротстве, потому что сегодня работники обанкротившихся предприятий имеют меньше прав, чем другие кредиторы. Я согласен и с тем, чтобы градообразующие предприятия моногородов имели особый юридический статус. Об этом я, в частности, говорил и на тех совещаниях, которые проходили в краевом министерстве промышленности, когда обсуждалась ситуация с моногородами. Когда была введена процедура банкротства на предприятии, я старался организовать взаимодействие и с временными, и с конкурсными управляющими. Были контакты с основными кредиторами завода, в том числе со Сбербанком (основной залогодержатель ООО «ЮКМЗ» - прим. автора), чтобы воспрепятствовать вывозу имущества с завода. Поэтому нельзя сказать, что мы были в стороне. И последнее: когда говорят, что умирает посёлок, мне больно слышать. Я не хочу в это верить и постараюсь этого не допустить. Пример тому - мы вовремя в этом году, как и в прошлом, начали отопительный сезон. Как и раньше, у нас работают образовательные и медицинские учреждения. И многое другое.

Вот только оптимизм своего главы не совсем поддерживают его земляки, которые после митинга поделились наболевшим с корреспондентом «АиФ-Прикамье».

- Всё равно посёлок без завода обречён и потихоньку умирает. Эх, жалко, что два года назад поддались уговорам и не перекрыли федеральную трассу, как это сделали в Пикалёво…

…По итогам митинга его участники подготовили письмо-резолюцию, которое собираются разослать президенту, премьер-министру, губернатору и депутатам Госдумы. Главные требования бывших работников Юго-Камского машзавода - погасить все долги по зарплате и привлечь к уголовной ответственности собственников завода, приведших его к банкротству, а также конкурсных управляющих, которые допустили расхищение предприятия.

Юго-Камский машиностроительный завод свою историю ведёт с 1746 года, когда Строгановы основали медеплавильный завод.

В 2002 году подразделения завода вошли в ООО «ЗУМК» - холдинг по производству нефтепромыслового оборудования и трубопроводной арматуры.  

Банкротству предприятий предшествовал корпоративный конфликт, который возник в 2008 году между бывшими партнёрами и соучредителями ООО «ЗУМК» -  Владиславом Томиловым и Александром Косковым с одной стороны и президентом ООО «ЗУМК» Александром Поздеевым - с другой. 

По официальной версии основными причинами прекращения деятельности предприятий стали: низкий уровень организации производства, технологии и управления активами; дефицит собственного оборотного капитала; расходование финансовых ресурсов на непроизводственные цели.  

Арбитражными управляющими и прокуратурой Пермского района были выявлены признаки преднамеренного банкротства ООО «АЗ ЮГОКАМА», ООО «Кама-Транс» и ООО «СтальЛит-ЮК». Однако к уголовным процессам это не привело.

Бывшие работники уверены, что  завод вполне можно было сохранить.

 - Самое обидное, что завод был рентабельный, оснащён уникальным оборудованием, продукция востребована: заказов было выше крыши. В 2006 году вышли на оборот в один миллиард рублей, - сокрушается бывший работник ООО «ЮКМЗ» Виктор Остерман.

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах