43

Марат Гельман придумал, что делать с Кремлем

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. АиФ-Прикамье 24/01/2012
Фото:

Известный галерист, директор пермского Музея современного искусства Марат Гельман неожиданно даже для самого себя оказался в центре дискуссии о будущем страны.

– Честно говоря, я не ожидал такой реакции, – признался Марат Гельман. – На радио, в прессе, в правительстве идею поддержали, на днях звонили из администрации Президента, просили детальнее проработать предложение. Как родилась идея? Она стала реакцией на указ Медведева, объявившего 2012 год годом истории. Но за этим указом нет достаточного содержания, и мне показалось интересным наполнить его: сделать главное историческое место России по-настоящему историческим.

В России это проблема – неумение переводить объекты из одного исторического состояния в другое. Например, Ленин потеряет актуальность, когда в Мавзолее будет музей революции. Причем, тело вождя даже можно не выносить. Раньше я считал иначе, а теперь думаю, что мумия в музее нам не помещает. Перестанем относиться к Ильичу, как к чему-то сакральному, а просто перенесем этот экспонат музея из алтарной части в боковую нишу.

В общем, с Кремлем у меня получилось не прозрение, а совпадение контекстов. Болезнь Москвы – вызывающая коллапс централизация плюс запрос на десакрализацию власти. Люди не хотят больше лидера нации, готовы отказаться от монархической по сути формы правления в стране. Следующие президенты будут просто чиновниками, а не помазанниками божьими. Зачем же им оставаться в таком глубоко символичном месте, как Кремль?

– Раз вы смогли разобраться с Кремлем, то найти пристанище для пермской галереи вам труда не составит.

– Ситуация с галереей для многих не до конца понятна. В свое время Путин подписал указ о передаче церкви зданий, ранее ей принадлежавших. Вот это постановление и было выполнено. Понятно, что в такой ситуации мы обратились к правительству страны принять участие в дальнейшей судьбе музея. Сейчас есть понимание, что федеральный и краевой бюджеты выделят по 500 миллионов рублей на будущее обустройство галереи.

К слову, художественному музею, так или иначе, пришлось бы искать новое место, на существующей площадке он может экспонировать всего 7 процентов коллекции. Нужно минимум 10-15 тыс. кв. м. При этом стоимость строительства нового здания или реконструкции старого сопоставима. Поэтому губернатор региона Чиркунов сделал выбор в пользу амбициозного плана – строительства для музея архитектурного шедевра, которыми Пермь похвастаться не может.

– Считается, что каждый следующий проект должен быть круче предыдущего. В случае реализации вашего предложения по Кремлю можно будет придумать что-то более масштабное?

– Так как я окружен скептиками, свои амбиции не скрываю, но говорю о них тихо. Я считаю, что реализуемый в Перми проект имеет глобальное значение для России. Ничего более амбициозного быть не может. Речь о децентрализации страны и переводе городов в постиндустриальное состояние. Если первая проблема стоит в повестке дня общества, то вторая им еще даже не осознается. Сегодняшние города не выполняют больше ту функцию, ради которой строились. Производительность труда за сто лет выросла в сто раз, индустрия сжимается в пространстве и уходит из городов, освобождая огромные пространства. В Мотовилихе заводы будут рады отказаться от четверти своих зданий, так как они только увеличивают их накладные расходы. Мы подготовили проект, в котором предлагаем Пермь как инновационную площадку для реализации такого проекта. Если получится, под него будет создана федеральная программа по освоению постиндустриальных городов. Пермь окажется в авангарде движения и выиграет конкуренцию за людей.

– Это далеко идущие планы. А что ждет пермяков в 2012 году?

– Музей современного искусства в конце апреля закроется на реконструкцию. Откроется снова через два года. Выставочная площадь увеличится с 2,5 до 11 тыс. кв. м. Понятно, что это потребует наличия постоянной коллекции, формированием которой я и займусь. Она будет делить место с временными выставками примерно пополам.

«Белые ночи» перестанут быть одним большим фестивалем с одной общей дирекцией. Будет набор фестивалей, которые получат дотацию правительства края под определенные условия, но основные средства на участие будут искать сами. У каждого фестиваля будет своя продюсерская структура, не завязанная на Министерство культуры. В мечтах вообще есть план закрыть Минкульт, оставив вместо него фонд, раздающий гранты. Здесь я буду заниматься «Культурным альянсом» – привлечением проектов из других городов.

– Тяжело продвигать свои проекты в Перми?

– Давно все делают сами пермяками. Я – только поставщик идей. Часто говорят: что будет, когда Гельман уйдет из региона? Все останется. Практически уже год по договоренности с Чиркуновым я скорее сопровождающее лицо, запущенные процессы замечательно существуют и без меня.

– Я почему задал этот вопрос. Слышали, наверное, характеристику пермяков от Жириновского. Он назвал их в скандальном видеосюжете «самые тупые дебилы в стране».

– Любое обобщение такого типа – бред. Может, у Жириновского есть какой-то личный неудачный опыт общения с уральцами? Когда меня расспрашивают о Перми в других регионах, я на такие вопросы отвечаю так: ссыльное место. Это гопники с одной стороны и безродные космополиты – с другой. Это отсутствие национализма, в крае мирно уживаются татары, башкиры, русские, коми и еще десятки народов. Это культура и производство, оказавшиеся в Перми в эвакуации во время Великой отечественной. Мне кажется, что пермяки готовы к статусу столичных жителей, они толерантны и не испытывают ксенофобского страха перед людьми другой национальности. Эти качества позволяют пермякам развиваться и развивать свой город.

Но на самом деле я считаю, что никаких различий между людьми из разных регионов нет либо они минимальны. Поэтому нужно искать и находить в себе уникальное, чтобы преуспеть в мире глобальных брендов. Там Россия конкуренцию проиграла безвозвратно.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах