АНО им надо?
Немного предыстории. Год назад краевой Минкульт в последний момент отказался софинансировать фестиваль «Пилорама», который в итоге сорвался. Затем были месяцы переговоров и обсуждений дальнейшей судьбы «Перми-36». В конце 2013 г. краевые власти создали ГАУК «Мемориальный комплекс политических репрессий». Предполагалось, что оно займется хозяйственной деятельностью, а АНО «Пермь-36», которая 20 лет вместе с тысячами волонтеров создавала и развивала музей, продолжит реализовывать различные проекты.
Однако дружбы и соглашения так и не вышло. Татьяна Курсина, заместитель директора АНО «Пермь-36», недолго руководила краевым учреждением «Мемориальный комплекс политических репрессий». В мае Минкульт уволил ее и назначил новым директором Наталью Семакову. В то же время Татьяна Курсина заявила, что на тот момент с начала года музей не получил ни копейки из бюджета. Из-за долгов отключили свет и тепло, не проводились экскурсии. Развод стал неизбежен.
«Выставочные, образовательные, просветительские и гуманитарные проекты, которые мы развивали на базе музея, более краевой администрации не нужны. Да и сам музей в том виде, в котором он был создан общественностью, тоже не нужен. АНО «Пермь-36» завершает свои проекты в Пермском крае», – с таким заявлением на днях выступила дирекция и коллектив АНО «Пермь-36».
Поводом для него стало резкое публичное выступление администрации губернатора, которая обвинила АНО в давлении на Минкульт с целью выбить десятки миллионов рублей на свои проекты.
Маленько не покажется?
28 июля точки над «i» в конфликте попытался расставить Сергей Маленко, директор департамента гражданских и специальных программ администрации губернатора. По его словам, краевой Музей истории политических репрессий будет создан независимо от желания или нежелания тех или иных сил. Это необходимо, чтобы рассчитывать на открытие затем федерального музея в ИТК-36.
– Мы долго ждали предложений по развитию государственного музея от АНО «Пермь-36». Но так и не получили. АНО долгие годы создавало идеологическую компоненту музея в части, которая касается истории политических репрессий. И мы будем использовать этот опыт при создании государственного музея. Пока же мы начали самостоятельно с экспертами работать над ним. Что планируем в нем открыть? Это экспозиции, посвященные истории ГУЛАГа в СССР и Прикамье. Это экспозиции политических репрессий в нашей стране – от Годуновых до СССР. В отдельной субэкспозиции пойдет речь о скорбном пути династии Романовых. Выставка «Государственные преступники и жертвы» будет посвящена ИТК № 35, 36 и 37. Постараемся добиться включения музея в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, – говорит Сергей Маленко.
Таковы перспективы и очертания обновленного музея. Уже очевидно, что в любом случае – с АНО или без АНО – это будет совсем другая институция. И о вольнице «Пилорамы» придется позабыть.