Андрей Вертипрахов с детства грезил полётами, мечтал о крыльях, способных унести его к облакам. И часто летал во сне. Сны оказались в руку. Вот уже четверть века он живёт, разрываясь между небом и землёй. Живёт от взлёта до взлёта, от посадки до посадки.
Военный лётчик, парашютист, парапланерист, пилот теплового аэростата, президент краевой федерации воздухоплавательного спорта, один из организаторов фестиваля «Небесная ярмарка Урала», мастер спорта по воздухоплаванию, участник чемпионатов Мира и Европы… Это не список членов клуба по интересам. Это один человек – кунгуряк Андрей Вертипрахов.
Многоликий, беспокойный, рисковый и амбициозный. Доказывая, что на Урале пилоты не лыком шиты, в марте этого года Андрей решил побить рекорд России по дальности полёта на тепловом аэростате класса АХ-7. Первый блин вышел комом. Помешала погода. На шестом часу полёта попал в снежный заряд, потерял ориентиры и приземлился в чистом поле, преодолев 229 км. Не долетел до рекорда сто километров.
Встать на крыло
Когда-то военный лётчик Вертипрахов запросто управлял грозным фронтовым штурмовиком СУ-25. В 1992 г. медики вынесли молодому капитану приговор: от полётов отстранить по состоянию здоровья.
Оставшись без крыльев и без погон, Андрей в прямом смысле спустился с небес на землю. Ощущение не из приятных. Какие только мысли не приходили в его голову. Вспомнилось даже горьковское «рождённый ползать – летать не может».
Списанный подчистую пилот решил доказать, что может. А крылья… Крылья – дело наживное. Они обязательно вырастут. Надо только очень этого хотеть.
- Жизнь на гражданке начал с того, что организовал в Кунгуре школу парашютистов. Не мог без неба. Через год по этой же причине уехал в Феодосию осваивать парапланеризм. Освоил. Получил удостоверение пилота-инструктора парапланерного спорта. И начал обучать юных кунгуряков мастерству полётов в восходящих потоках. У меня тогда словно заново выросли крылья, вспоминает Андрей.
И всё-таки хотелось большего. Чтобы и небо ближе, и крылья сильнее, и время в полёте измерялось не минутами. Но попробуй, развернись в небольшом районном городишке, где даже захудалого аэродрома нет.
На коротком поводке
В 1994 г. мэр Кунгура Николай Каданцев прибрёл для города тепловой аэростат. Назвали его «Ярмарка». Так началась провинциальная эпопея воздухоплавания.
- Шар приобрели для рекламы ярмарок, проводившихся в городе. Поначалу мы на нём не летали. Просто «ставили» аэростат на небольшую высоту. А небо – вот оно, рядом. Взлететь бы. Но канаты крепко держали рвущегося в полёт гиганта на коротком поводке. Сколько раз хотелось «обрубить концы», - рассказывает Андрей Вертипрахов, - но это было бы грубейшим нарушением законов воздухоплавания.
Помолчав с минуту, пилот признаётся: «Похулиганил пару раз. Не удержался. Правда, никто, кроме команды, об этом не знал. Думаю, через столько лет руководство федерации России меня за это не накажет».
Новое тысячелетие началось для Андрея удачно. Съездил с единомышленниками в Великие Луки на чемпионат России по воздухоплаванию. Посмотрел, что к чему. Прошёл подготовку на пилота аэростата. Получил лётное удостоверение. Набрался нахальства и предложил провести в Кунгуре спортивное мероприятие российского уровня.
- В 2002 г. наш город дал старт всем известной «Небесной ярмарке Урала». За десять лет её существования мы принимали у себя и кубок России по воздухоплаванию, и этапы чемпионата страны, - делится успехами Андрей. - «Небесная ярмарка» стала настоящим брендом Пермского края. Мало того, мы первые в мире придумали воздушные баталии, когда в небе над городом сражаются несколько армий со своими капитанами и адмиралами. Вроде бы игра, а сколько удовольствия получают и молодые, и седовласые пилоты. И горожане в восторге. Особенно ребятня. Зрелище феерическое.
Иду на рекорд
Сегодня Кунгур можно смело назвать центром воздухоплавания Урала. По количеству тепловых аэростатов и пилотов 65-тысячный городок в два раза обгоняет такой мегаполис, как Екатеринбург. А краевой центр – и того больше – в десять раз! В Кунгуре 10 аэростатов. В Перми – ни одного. Парадокс? Или Кунгур действительно аномальный город?
- Последний аэростат «Небесная ярмарка» прибыл в Кунгур совсем недавно. Изготовили его в Англии по заказу краевого министерства спорта. «Шарик» великолепный. Особенно для спортивных полётов. Моментально реагирует на работу газовых горелок. Оболочка сшита из гиперласта – самой современной ткани, выдерживающей температуру до + 140 градусов. Одним словом, мечта пилота, - делится впечатлениями Андрей Вертипрахов. - Я, если честно, и на рекордный полёт решился благодаря «Небесной ярмарке». Надеялся, что аэростат с таким названием не подведёт.
Но, что для спорта хорошо, то для рекорда – не очень. По признанию несостоявшегося рекордсмена, сверхчувствительность нового аэростата мешала держать горизонт.
- Я стартовал 20 марта в 6 ч. утра от города Нефтегорска Самарской области. 16 баллонов с газом, оборудование, плюс мои 80 кг. Итого почти тонна. При такой массе, расход газа очень большой. Первые баллоны опустошались за 15-20 минут, - рассказывает Андрей. - В дальнейшем на одном баллоне я летел уже 30-40 минут. Газ сгорал. Корзина становилась легче. Максимальная высота полёта была 1950 метров. Средняя скорость – 35 км/час. Потом меня догнал тёплый фронт. Скорость стала расти. В самом конце полёта я мчался по небу уже под 80 км. С одной стороны, это здорово. Для установления рекорда. А с другой – при таком ветре приземление грозит большими неприятностями. И всё равно, я бы рискнул лететь до последнего. Но попал в мощный снежный заряд. Видимость нулевая. Пришлось думать не о рекорде, а о безопасной посадке.
Приземлился пилот в Татарстане, неподалёку от Альметьевска. И сразу стал думать о попытке номер два. А то, что она состоится, Андрей не сомневается. Он сказал по секрету, что попытается облететь Пермский край с севера на юг.
Кстати, о Пермском крае. На вопрос о не совсем понятных перспективах воздухоплавания в Прикамье, когда все шары сбились в одном городке, президент федерации ответил, что наличие аэростатов – не показатель.
- Мы работаем со многими территориями, участвуем во всех российских соревнованиях. Кроме того, постоянно пропагандируем этот вид спорта, принимая участие в различных акциях, мероприятиях, праздниках. В Кунгуре работает единственная в России школа пилотов, в которой занимаются подростки. И уже через несколько лет наш город, а, значит, и край станет явным лидером по числу пилотов, - заверил Андрей.
Остаётся добавить, что у Вертипрахова три сына. Два из них пошли по стопам отца. Младший – 13-летний Семён – пока присматривается.