Пермь, 13 июня – АиФ-Прикамье.
«Ночи» против Сочи
Не было печали – привёз Марат Гельман, директор по развитию «Белых ночей», в фестивальный городок выставку сатирических плакатов «Welcome! Sochi 2014». Красноярский художник Василий Слонов как мог поглумился над олимпийской тематикой: тут вам и белый олимпийский медведь с гениталиями, и злобный монстр-чебурашка, и олимпийские полукольца-полуудавки, и даже Сталин-вампир, скрывающийся за одеждами белоснежного мишки, и т. д., и т. п.
В общем, как и многое из привозимого галеристом в наши края, искусство того ещё пошиба и на любителя. Впрочем, завозил Гельман в наши гавани и более эпатажные вещи.
Пару дней выставка спокойно действовала в городке, пока с подачи чиновников и спортсменов, участвовавших в эстафете огня универсиады, и ряда СМИ к атаке на неё не подключилась крупная федеральная артиллерия в лице депутатов Госдумы. Затем к ним примкнули чиновники и депутаты пермского масштаба.
«В Перми опять скандал. В центре города – инсталляция: Сталин с клыками и медведь с гениталиями. И это символы Олимпиады! И за счёт бюджета!» – вот такое эмоциональное сообщение на своей странице в «Твиттере» оставил Алексей ПУШКОВ, известный телеведущий и депутат Госдумы от Пермского края.
Открестились и подсуетились
Кстати | |
---|---|
8 июня перед музеем PERMM должна была состояться гражданская акция против культурной политики Марата Гельмана, в которой предполагалось участие 20 человек. Однако на санкционированный митинг в итоге никто не пришёл, кроме журналистов, полицейских и самого галериста-культрегера. |
Губернатор Виктор Басаргин поспешил откреститься от этой выставки, сказав, что ему её идея откровенно не понравилась и что ей точно не место в фестивальном городке. Уже 6 июня, по настоянию министра культуры Пермского края Игоря Гладнева, скандальную экспозицию демонтировали. Вскоре та же участь постигла выставку израильских художниц «Новый Барбизон» и инсталляцию Сергея Каменного «Российское барокко».
В любом случае краевые и городские власти попали в щекотливую ситуацию. Либо они действительно не знали об этой выставке, что странно. Либо пошли на попятную и цензуру после скандала, что тоже их не красит.
Сразу после демонтажа скандальных экспозиций Марат Гельман пообещал, что откроет их в новом месте: «Я, конечно, сочувствую Басаргину, первый раз попавшему под наезд, но закрытия выставки не допущу. Тем более в Перми».
Буквально за пару дней культрегеры недалеко от музея современного искусства PERMM открыли независимый культурный центр «Речник», где вчера разместили «Welcome! Sochi 2014» и «Новый Барбизон».
Тёмные, тёмные финансы
Между тем за всей этой мишурой с закрытыми и перенесёнными одиозными выставками с новой силой встала тема финансирования фестиваля. В его преддверии, кстати, организаторы задорно отшучивались на вопросы, во сколько же обойдётся фестивальный банкет бюджетам.
Читайте также: | |
---|---|
Фёдор Парамонов: Фестивальная арифметика |
– Мы мечтали получить 68 538 млн евро, – заявил тогда Владимир ГУРФИНКЕЛЬ, арт-директор фестивального городка. – А если серьёзно, то мы потратили не меньше, чем в прошлом году (отметим, тогда фигурировала сумма порядка 150 млн руб. – Авт.).
Депутат краевого Заксобрания Вадим Чебыкин, гельманоненавистник и возмутитель спокойствия со времён ещё чиркуновской эпохи, добился-таки прокурорской проверки гонораров Гурфинкеля, Гельмана и Бориса Мильграма. Свою роль сыграла и статья в одном издании, где говорилось, что затраты на «Белые ночи – 2013» составят порядка 250 млн руб. (по данным журналистов, в складчину на троих раскошелятся краевой и городской бюджеты, а также компания «ЛУКОЙЛ-Пермь»).
Кстати, в неофициальной беседе источник, близкий к организаторам, заявил, что один час фестиваля стоит 1 млн руб.
Так или иначе, краевая прокуратура начала проверки по вопросам законности и обоснованности денежных выплат организаторам фестиваля «Белые ночи в Перми». Интересно, что-то выйдет из этой кутерьмы?
Много шума из ничего
Виктор Басаргин, губернатор Пермского края:
– Когда я единственный раз встречался с Маратом Гельманом, он говорил вещи, казалось бы, абсолютно правильные: что культурная политика строит каркас для политики социально-экономического развития, о том, что нужно стать проводником культуры в муниципалитеты. Но если карикатурный чебурашка и другой креатив, что мы видели, это и есть тот культурный каркас, на котором Пермский край должен строить своё развитие, то мы стоим на разных позициях. Я исповедую другие культурные ценности. Прекрасно понимаю, что есть в современном искусстве направления, базирующиеся на эпатаже. Для ряда художников смачно плюнуть на что-то являющееся святыней для части общества это не кощунство, а способ поднять интерес к своим работам, конвертировать свой талант и умения в известность и деньги для нового творчества. Но зачем было делать такую выставку здесь, на фестивале, где она явно не в тему? Она прошла бы незамеченной и сейчас, если бы не неуместность её месторасположения и летний дефицит новостей, превративший не стоящую внимания выставку в новостной повод, наделавший много шума из ничего.
Пафос выключите, совесть включите
Надежда Агишева, представитель Народной счётной палаты (страничка в «Фейсбуке»):
– Кроме чувств православных теперь есть ещё чувства спортсменов или чувства спортивных функционеров. Может быть, вместо того чтобы с сатирой бороться, стоит заняться анализом ситуации со спортивными учреждениями в городе Перми или в Пермском крае? У нас, видимо, всё хорошо со стадионами, спортивными площадками, спортшколами. Особенные успехи у нас в строительстве бассейнов и крытых ледовых стадионов. Про доступность спортивных учреждений для инвалидов можно не упоминать. Медведь вам не нравится? Задевает чувства? Надвигается на наших фигуристов? А вы в «Орлёнок» сходите. Или на хоккейную площадку на ул. Лебедева, 43. Медведей там нет, конечно. Но чувства задевает. Мои чувства. Обидно за город, за деток-спортсменов, за отсутствие перспектив. В этом, конечно, виноват Гельман. Ну и ещё художники.
Пафос выключите, совесть включите. Надо разбираться с правилами финансирования. «Белых ночей». Искусство отдельно – деньги отдельно. А сатира на Сочи очень хорошая.
Смертельный грех
Марат Гельман, директор музея современного искусства PERMM:
– Во всей этой ситуации не хотел бы наезжать на краевые и городские власти. Тем более что на них сверху – на федеральном уровне – сейчас и так давят. Они, скажем так, сделали неправильный шаг и неверно отреагировали на наезд на Виктора Басаргина. Это не злонамеренность, а именно ошибка. Я надеюсь, что, открыв эти выставки в независимом культурном центре, мы тем самым исправили ошибку. И теперь это должно быть просто уроком для них: запрещать выставки – это смертельный грех. Осенью, скорее всего, сделаем конференцию о недопустимости цензуры.
Покидать пост руководителя музея PERMM я не собираюсь. Это была чистая провокация, что я якобы выдвинул ультиматум. На самом деле мы заявили, что после окончания фестиваля поставим вопрос о несовместимости цензуры с дальнейшей нормальной работой. Дело не во мне, а в том, что в условиях цензуры ставится под сомнение сама возможность продолжать культурный проект.
Челобитная Зюганову
Из письма лидера прикамских коммунистов Владимира Корсуна председателю КПРФ Геннадию Зюганову:
«…Факты о расходовании средств краевого бюджета на отрасль культуры говорят о настоящей катастрофе, происходящей по вине Гельмана:
– с 2009 по 2011 гг. расходы на культуру выросли с 1,3 до 2,4 млрд руб., однако ассигнования традиционным учреждениям культуры были сокращены в 2011 г. на 68,1 млн руб. и в 2012 г. ещё на 90 млн руб.;
– с 2002 по 2010 гг. в Пермском крае были закрыты 273 клуба и дворца культуры, 308 киноорганизаций и 214 библиотек;
– с 2005 по 2010 гг. на 42% сокращена штатная численность работников бюджетных учреждений культуры.
Если культурная отрасль Пермского края целенаправленно уничтожается из года в год, то возникает закономерный вопрос: а на что же были потрачены бюджетные средства по строке «культура», которые с приходом Гельмана были практически удвоены?
В 2011-2013 гг. ассигнования музею современного искусства PERMM составили 215 млн руб.; ежемесячная выплата директору музея Гельману М. А. составляет не менее 350 тыс. руб. (что зафиксировано дополнительным соглашением к трудовому договору, заключённому с Агентством по управлению государственными учреждениями Пермского края); согласно акту проверки Пермского центра развития дизайна, проведённой в 2011 г. краевой КСП, объём бюджетных ассигнований данному учреждению был необоснованно завышен на 35,3 млн руб.».