Праздник
Сегодня у ребят из неблагополучных семей праздник. В пермском центре для подростков «Домик на горках» проходит торжественное мероприятие. Поздравление именинников, игры, конкурсы, чаепитие. А в конце – концерт и дискотека: что еще нужно для веселья?
«Отдохнем как следует!», – говорит Анна Тонконогая, психолог пермского фонда «Защита», работающая совместно с международной организацией «Мост любви».
Аня занимается помощью детям-беспризорникам и подросткам, очутившимся в трудной жизненной ситуации. Она оказывает психологическую помощь, устраивает семинары и различные праздники. По ее словам, к ним в центр приходят дети из асоциальных семей, имеющих низкий достаток, ребята без родителей, а также состоящие на учете полиции и так называемые «трудные подростки».
Помощь
Обычно будничный день в центре проходит по определенным стандартам: общение трансформируется в занятие, потом образовательная игра. Далее чаепитие, уборка, после чего, уже ближе к вечеру, все дружно уходят.
Стоит отметить, что дети могут прийти сюда свободно: посмотреть фильм, поговорить, поучаствовать в тренингах, сходить в тренажерный зал. Несколько раз в неделю проводятся образовательные мероприятия, где происходят занятия группами. А в субботу вместе с педагогами и волонтерами ребята уезжают на природу или на какое-нибудь развлекательное мероприятие.
«Мы одна семья. Вот и сейчас все вместе собрались дружной компанией!»– смеется психолог.
Катя
Аня вместе со своими помощниками-волонтерами проводит конкурс. Дети активно участвуют: прыгают, бегают, играют, словно на время забыли о тяжелом настоящем.
Не отстает от ребят и 17-летняя девушка, которая весело смеется над очередной шуткой. Ее зовут Катя (имя изменено). Она из неблагополучной семьи: у мамы есть проблемы с алкоголем. Ее лишали родительских прав.
Девушка попадала в муниципальный приют, но ей было некомфортно там. Педагоги пытались помочь, найти какое-то решение. Однако ситуация позже усложнилась: Катя связалась с пермскими неонацистами.
Особый случай
Выйдя в коридор, Аня прислоняется к стене и смотрит куда-то вдаль. В глубине душе она переживает за каждого подопечного. Даже сегодня, несмотря на всеобщую радость, ее посещают тяжелые воспоминания, связанные с этой воспитанницей.
«Катя – это особый случай для меня. Потому что я еврейка, и мне обидно видеть таких людей (нацистов) на улицах, ведь мои родные погибли во время Холокоста, – вздыхет Аня. – Еще до этого мы пристально следили за ее судьбой: помогли вернуть ребенка маме, Катя уже шестой год с нами. Но после того, как она стала ходить на правые кружки, над нами нависла новая проблема».
Решение проблемы
Заглянув в щелку двери, Аня видит, что Катя активно участвует в празднике. Усевшись на стул, девочка читает вслух свои рассуждения о том, кем бы она хотела стать в будущем.
«Я, как психолог, могу сказать, что у неонацистских сообществ очень грамотно выстроена работа с молодежью, – продолжает рассказывать психолог. – Они мотивируют их через спорт. Если ты русский – ты сильный и здоровый, а не какой-то «торгаш на рынке», говорили мне дети. Я уже пыталась узнать, где и кто с ними говорит. Но тщетно. Ребята просто отвечали, что ходят в зал и на психологические тренинги».
На один из уроков Аня принесла материалы о Холокосте. Она рассказала о том, как нацисты уничтожили несколько миллионов евреев, в том числе ее собственную семью. В ответ была четкая эмоциональная реакция: сначала ужас на лице, потом появились осознание и стыд.
«Я общалась с детьми, разговаривала с Катей. Девочка серьезно задумалась. Удалось даже выяснить, что она сама наполовину русская, наполовину мордовка, – говорит психолог. – И потом так получилось, что меня пригласили в качестве эксперта для участия в межнациональный лагерь в Удмуртии, где собиралась активная молодежь – представители различных этносов».
Аня решила взять с собой своих подопечных в командировку, в том числе и Катю.
«Мы приехали в лагерь. Было много круглых столов, где обсуждались разнообразные проблемы. Я боялась, что мои дети будут себя неадекватно вести. Но ребята, надо отдать им должное, общались, как воспитанные люди, с азербайджанцами и армянами без всяких проявлений недовольства. Они поняли, что другие этносы – обыкновенные люди. Такие же, как и мы», – с улыбкой говорит Аня.
Это был переломный момент для подростков. Они поняли, что цвет кожи, национальность, вероисповедание не имеют значения. Все люди разные, но они все равно являются гражданами России. У всех равные права.
Взрослое будущее
На празднике ведущие устроили соревнования. Победителям давали разнообразные призы: мягкие игрушки, конфеты, шоколадки и многое другое.
Катя тоже участвует. Активный подросток весело подначивает стеснительных сверстников, подводя их за руку к импровизированной сцене. Но праздник, к сожалению, быстро заканчивается.
«Было весело. Потом и подарки давали. Спасибо всем за такой праздник, – говорит Катя, переводя дыхание. – Что было до этого, то это дурное прошлое. Я очень люблю Аню за то, что она открыла мне глаза. Теперь я учусь на повара, хочу работать по специальности в будущем».
Конец
Дети начинают расходиться по домам. В комнате остаются Аня и Катя. Они говорят друг с другом, смеются, что-то бурно обсуждают.
«Мы детей не наставляем на путь истинный. Мы даем право выбора. Я им показала просто другую сторону – закона и морали. Прошло время. У Кати все-таки остались правые настроения, но она теперь не очень ярко проявляет их. Напряжения стало поменьше. Раньше она не стеснялась в радикальных высказываниях, но сейчас стала задаваться вопросами, прежде чем говорить о национализме. И главное, думает, прежде чем говорит», – улыбается, обняв девочку, Анна.