«Ого! Сливочное масло дороже двухсот рублей? Это что деликатес теперь?» – удивляются покупатели с октября. Обычный товар в один момент стал стремительно дорожать. А вскоре появилась информация, что некоторые производители могут вовсе прекратить выпуск продукта. Почему и насколько подорожало сливочное масло? Вернутся прежние цены, или товар вовсе исчезнет с прилавков? Об этом сайту perm.aif.ru рассказала эксперт Юлия Стародумова.
«Спровоцировали ситуацию»
Многие пермяки не понимают, почему в регионе, где так много молокозаводов и ферм, вдруг произошёл масляный апокалипсис. Цена резко прыгнула вверх (на продукцию некоторых производителей она выше 300 рублей), сократилось и число брендов. В чём дело?
«По мнению некоторых экспертов, такую ситуацию со сливочным маслом во многом спровоцировали производители (в том числе пермские), которые в конце октября стали сокращать производство сливочного масла и приостанавливать отгрузку продукции торговым сетям, а также предупреждать ритейлеров о повышении цен на товар. Это, естественно, спровоцировало ажиотажный спрос на эту продукцию и рост цен», – рассказывает старший преподаватель кафедры экономики и финансов Пермского политеха Юлия Стародумова.
Свои действия предприятия объясняют дефицитом сырья для производства сливочного масла – сливок, которые делают из цельного молока. Что-то случилось с отечественными бурёнками?
«Здесь мнения специалистов разделились. Одни считают, что в России особо и не было сливочного масла из отечественного сырья. Сравните: в СССР насчитывался 21 миллион коров, сейчас их всего около семи миллионов. Соответственно отечественных сливок недостаточно. Из-за увеличения круга недружественных стран сократился поток импортного сырья и сливочного масла в Россию.
Другие эксперты объясняют дефицит стремительным ростом в 2024 году спроса на российское мороженое. Его производят из тех же сливок, что и масло. По некоторой информации, одним из главных импортеров по итогам прошлого года стали США. А Китай в 2023 году приобрёл почти 500 тонн российского мороженого», – говорит Юлия Стародумова.
Стали лучше жить?
Часть экспертов считает, что цены на сливочное масло взлетели из-за удорожания всех звеньев цепочки производства: почти на треть увеличились стоимость сырья и зарплаты сотрудников перерабатывающих предприятий, логистические затраты, по некоторым данным, повысились на 40%. 10-15% стоимости добавила упаковка.
«Неоднократное повышение ключевой ставки в 2024 году привело к увеличению кредитной нагрузки у компаний-производителей. Сыграла роль и общая инфляция. Кроме того, по оценке некоторых специалистов, на 7% увеличился потребительский спрос на товар: рост благосостояния населения привёл к тому, что люди стали больше заботиться о здоровье и чаще покупать именно сливочное масло, а не продукты с заменителями молочного жира», – поясняет Юлия Стародумова.
«По оценке некоторых специалистов, на 7% увеличился потребительский спрос на товар: рост благосостояния населения привёл к тому, что люди стали больше заботиться о здоровье и чаще покупать именно сливочное масло, а не продукты с заменителями молочного жира».
При этом объём производства сливочного масла не увеличился пропорционально спросу, а остался на прежнем уровне, говорит эксперт.
Цены упадут?
Цена сливочного масла выросла на 55-70% в зависимости от бренда, рассказывает Юлия Стародумова. Можно ли изменить ситуацию? Что для этого необходимо?
«Нужно наращивать производство сливок непосредственно в России. Это сырьё для производства не только масла, но также мороженого, творожных сыров. Также они нужны в общепите, кондитерской отрасли. Кроме того с ростом благосостояния населения, будет увеличиваться спрос непосредственно на сливочное масло», – говорит Юлия Стародумова.
Эксперты сходятся во мнении, что проблема со сливочным маслом разрешится в недалёком будущем. Это произойдёт, когда наладятся поставки сырья и самого продукта из дружественных стран. Снизятся ли вслед за этим расценки?
«Прежних цен не будет уже точно. Возможен их рост ещё на 10-15%. Затем цены, скорее всего, стабилизируются», – считает эксперт.
Ранее специалист рассказал perm.aif.ru о том, какие товары подорожают перед Новым годом. По прогнозу экономиста, сначала цены повысятся на маркетплейсах, а затем в обычных магазинах. Как спланировать покупки, чтобы сэкономить, можно узнать здесь.