Тему борьбы с неудобствами, которые создают электросамокаты, в Перми обсудили на заседании гордумы 26 марта. Мэрия подготовила и представила депутатам поправки в Правила благоустройства, решив прописать в них требования к парковке средств индивидуальной мобильности (СИМ) и регламентировать их вывоз в случае нарушения норм. Депутаты согласились с предложением администрации. Подробности в материале сайта perm.aif.ru.
Новый запрет
«Чуть не сшиб с ног!», «Снёс на тротуаре, думала, перелом будет», «Вылетел прямо под колёса», – такими сообщениями обычно пестрят соцсети с весны и до самого первого снега. Речь в них об электросамокатах. Жалуются пешеходы, водители, госавтоинспекторы, а ещё травматологи, у которых добавилось пациентов. Электросамокаты – достаточно удобное и относительно недорогое средство передвижения. Но культура вождения часто хромает. Кроме того, самокаты нередко оставляют на тротуарах, остановках и во дворах. В результате к этому средству передвижения накопилось столько претензий, что власти решили принять радикальные меры.
Администрация провела публичные слушания и соцопрос среди горожан. По словам чиновников, 75% респондентов высказались за ограничение использования СИМ на пешеходных зонах.
«Мы наблюдали на улицах города в сезон использования электросамокатов большое количество нарушений Правил благоустройства. Это создаёт неудобства для горожан, в том числе родителей с детьми, маломобильных граждан, слабовидящих, мешает посадке в автобусы и уборке улиц. Всё это вызывает негатив у жителей», – сообщил депутатам замглавы администрации Перми Дмитрий Галиханов.
В мэрии говорят, что по соглашениям, заключённым в 2022 году с шеринговыми компаниями, те должны были оставлять самокаты только на местах, которые одобрили власти, но стали организовывать парковки самостоятельно.
«Мы наблюдали на улицах города в сезон использования электросамокатов большое количество нарушений Правил благоустройства. Это создает неудобства для горожан, в том числе родителей с детьми, маломобильных граждан, слабовидящих, мешает посадке в автобусы и уборке улиц. Всё это вызывает негатив у жителей».
Администрация предложила поступить так, как сделали в Сочи несколько лет назад: запретить оставлять СИМ вне велопарковок. Причём и на них электросамокаты должны размещаться определённым образом: в вертикальном положении (на колёсах) параллельно стойке крепления или разметке. Но самое главное, что в центральном планировочном районе такие парковки для СИМ не предусматриваются вовсе, как и на 38 улицах города, имеющих особое градостроительное значение (находятся в разных районах). Брошенные не на месте электросамокаты предложили вывозить и отдавать владельцам только после предъявления соответствующих документов и оплаты расходов на эвакуацию и хранение СИМ. Депутаты поддержали идею и приняли поправки.
«Изменённые Правила благоустройства начнут действовать с момента официального опубликования», – рассказали perm.aif.ru в администрации Перми. Также в мэрии сообщили, что ответственность для пользователей самокатов, которые бросают СИМ в неположенных местах, не передусмотрена.
«Хочу обратить внимание: мы не ограничиваем движение по городу на СИМ. Новые меры помогут обеспечить одинаковый уровень комфорта для всех горожан», – пояснил на своей странице в соцсети мэр Эдуард Соснин.
Самокаты не исчезнут
Происходящее прокомментировал один из участников шерингового рынка Перми. В пресс-службе сообщили, что компания продолжит работу в городе и откроет сезон, как только улучшится погода.
«Ограничения позволяют нам продолжить работать, но они существенно ухудшат для пермяков возможность использовать самокаты в центре города. Вероятно, нам придётся скорректировать не только количество парковок, но и плотность парка в краевом центре. Мы продолжаем призывать город к созданию рабочей группы с привлечением бизнеса и выработке совместно согласованного плана организации дорожного движения в Перми с пересмотром Правил благоустройства», – говорят в компании.
Там сообщили, что популярность электросамокатов в городе выросла в 2023 году на треть по сравнению с 2022 годом. Причём, более 60% клиентов компании использовали этот вид СИМ не для прогулок, а как средство добраться из одной точки в другую, доехать до остановки, офиса или дома.
«Центральная часть города – самый популярный район для начала и завершения транспортных поездок. Электросамокаты там активно используются на фоне плотного потока автомобилей в часы пик. Из-за введённых ограничений таким людям придётся выбирать другие виды транспорта, создавая дополнительную нагрузку на городскую инфраструктуру, либо делать выбор в пользу личных самокатов, которые не имеют ограничения скорости, могут ездить быстрее шеринговых и вообще никак не контролируются», – считают в компании.
Её представители говорят, что стремились наладить диалог с властями и предлагали другие выходы из ситуации, но взаимопонимания достичь пока не удалось.
«Центральная часть города – самый популярный район для начала и завершения транспортных поездок. Электросамокаты там активно используются на фоне плотного потока автомобилей в часы пик. Из-за введённых ограничений таким людям придётся выбирать другие виды транспорта, создавая дополнительную нагрузку на городскую инфраструктуру».
Проверят знание ПДД
Изменения в плане пользования СИМ ждут пермяков в этом году и со стороны шеринговой компании. Там заявили, что вводят комплексный подход к безопасности электросамокатов и организации поездок.
«К старту сезона по всей стране запустили тестирование на знание правил дорожного движения прямо в приложении для пользователей, а также внутренний рейтинг клиентов. Это значит, что в карточку каждого человека будет вноситься информация о допущенных им нарушениях. Это чревато санкциями: от предупреждения до блокировки. Так, например, за передачу аккаунта несовершеннолетнему, пользователь будет блокироваться в приложении оператора», – сообщил участник рынка.
Информацию о нарушениях шеринговая компания будет получать от администрации, правоохранительных органов и из сообщений пользователей.
«Также мы усилим контроль за организацией парковки в Перми, в том числе увеличим штат скаутов, которые будут оперативно реагировать на оставленные в неположенном месте самокаты и поддерживать порядок в Перми. Рассчитываем, что город оценит наши усилия, и мы сможем наладить конструктивный диалог», – говорят в компании.
Сколько было ДТП
По данным ГИБДД, в 2023 году в Перми произошло 76 ДТП с участием СИМ, в которых один человек погиб, 81 получил травмы. Участниками 22 аварий были дети. Пострадали 26 несовершеннолетних. Чаще всего происходили столкновения, опрокидывания, наезды на препятствия и пешеходов.