Мы хотим научиться, поэтому задаём вопросы.
Что скажет милиция?
В пресс-службе ГУВД по Пермскому краю нам сообщили, что в связи с новыми указаниями по антитеррористической устойчивости изменена дислокация наружных нарядов. «Они приближены к местам массового пребывания людей. Проводятся инструктажи с личным составом и сотрудниками ЧОП. В случае обострения обстановки будут вводиться специальные планы антитеррористической безопасности».
В Москве ситуация обострилась так внезапно, что планы согласовать, а тем более ввести, не успели, хотя между взрывами у силовиков был почти час. Впрочем, кого-то успокоит и такой ответ. И всё же хотелось бы знать (так, на всякий случай): какие места массового пребывания граждан в Перми являются на сегодняшний день наиболее уязвимыми для терактов? Какова особенность действий нарядов милиции в таких местах?
- Существует перечень мест массового пребывания людей, - отвечает пресс-служба ГУВД по Пермскому краю. - Для таких объектов вводятся специальные планы обеспечения охраны общественного порядка с использованием технических средств.
Лаконично и логично. Действительно, если разгласить «перечень таких мест», туда ходить не будут, они перестанут быть местами массового посещения, и «специальные планы» потеряют смысл.
Наконец, сам Юрий Горлов, как профессионал, откликнулся на просьбу граждан, желающих максимально обезопасить себя и своих близких от угрозы терактов. Граждане хотят знать, на что следует обращать внимание, как проявлять бдительность, не впадая при этом в излишнюю подозрительность. Вот ответ генерала:
- Универсальных советов нет и быть не может. Не быть равнодушным, обращать внимание надо на действия или бездействие, отличающиеся от повседневных ваших наблюдений.
Практика
На третий день после теракта мне довелось спуститься в московское метро. Действительно, если сравнивать с повседневными наблюдениями, милиция там стала внимательнее, зорче. Приятельница назначила мне встречу в вестибюле станции «Парк культуры». Пока дожидалась её, меня, похоже, запомнили сразу два милиционера и киоскёр. Но самое интересное произошло позже. Приятельница имеет не вполне славянскую внешность (папа у неё итальянец), поэтому при входе в вагон она расстегнула куртку.
- Душно? - наивно поинтересовалась я
- Пусть видят, что на талии нет взрывчатки.
Мужчина, сидевший напротив, внимательно рассматривал мой пухлый пакет и сумку. Я помедлила и на всякий случай тоже расстегнулась. В вагоне страха стало чуть меньше.