Устройство для мытья лап, автокормушка для грызунов, экокарандаш – эти и другие разработки представили школьники конкурсе «ИзобретайEco-2023». Что беспокоит юных экологов? Над какими проблемами они только задумываются, а какие пытаются решить уже сейчас?
В чём особенность конкурса 2023 года?
Конкурс «ИзобретайEco» прошёл 15 декабря. Он в четвёртый раз объединил юных изобретателей в школе № 93 Перми. Школьники презентовали свои исследования и разработки по экологии и защите окружающей среды.
Как отметила заместитель директора по инновациям школы № 93 Перми Светлана Кислицына, когда малыши слушают старших – они учатся. И если раньше младшеклассники выступали отдельно от старшеклассников, то в этом году школьники разных возрастов представляли свои проекты на одной площадке.
Например, первоклассник Юра рассказал про пользу диспоузера (устройство для измельчения пищевых отходов) на кухне, второклассница Катя показала, как создать инженерную игрушку из отходов (из упаковки для яиц девочка собрала бегемотика с открывающейся пастью). Ученики начальной школы «Иван да Дарья» собрали макет детской площадки «Звуки игры», а ученики девятого класса Егор и Вячеслав – модель беспилотника для мониторинга лесных пожаров.
Чем удивили школьники?
Как признались эксперты в жюри, оценивать работы ребят было непросто. Каждый из них не только изучил или создал что-то, но и не побоялся выйти и продемонстрировать результат своей работы перед остальными участниками. А это всегда ценно.
«Иногда смотришь на изобретение и думаешь: "Это так просто. Почему мы до этого не додумались?". Просто у детей нет границ, которые есть у взрослого человека. Они мыслят шире. У них большие, можно сказать, глобальные мечты, за счёт чего очень необычные работы. Радует, что у нас такое будущее», – прокомментировала специалист по охране окружающей среды «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Ольга Снегирь.
Солидарна с Ольгой её коллега – стажёр отдела экологии Екатерина Черных. Девушка впервые была в жюри и просто восхитилась всеми работами ребят.
Но конкурс есть конкурс – должны быть победители. Одним из них стал второклассник Лев. Он покорил присутствующих устройством для мытья лап.
«У многих людей есть домашние животные, за которыми нужно ухаживать. Например, после прогулки им надо мыть лапы. Это занимает много времени, поэтому я решил автоматизировать процесс и придумал лапомойку, – рассказал школьник. – Моё изобретение состоит из двух основных частей: блендера и щётки для посуды. Работает устройство просто: надо налить в него воду и лапа помоется».
Дипломом за первое место отметили также экокарандаш, созданный шестиклассницей Ксюшей.
«Любой экопродукт направлен на сохранение окружающей среды. Мой карандаш изготовлен из древесной муки, крахмала, воды и грифеля. Он не нанесёт вред природе, – объяснила Ксюша. – Самое главное, используя опил, мы спасаем другие, новые деревья от вырубки. Кроме того, можно добавить в карандаш семена. Тогда при попадании в почву, когда его уже выбросят, он разложится, семена прорастут и появятся новые деревья».
Ещё один проект, который покорил жюри, носит забавное название «Ням-ням». Команда школьников (Дарья Шейнина, Виктория Позверг и Сергей Мазунин) создала автоматическую Wi-Fi кормушку для домашних грызунов, рептилий и птиц.
«Часто, когда мы уезжаем куда-либо, то оставляем наших питомцев одних, и это проблема. Для больших животных (таких как кошки и собаки) существуют автокормушки, а для грызунов и птиц мы не нашли. Есть аналог для мелких животных, но у него есть существенные минусы, например, автокормушка сделана из пластика и располагается внутри клетки. Таким образом, те же хомяки получат неконтролируемый доступ к еде и могут переесть и даже отравиться, если погрызут устройство (а, как мы знаем, они могут это сделать). Наш продукт закрепляется снаружи клетки и подключается через Wi-Fi», – продемонстрировал изобретение Сергей.
Зачем участвовать в конкурсе?
Одни школьники участвовали в конкурсе впервые, другие – уже настоящие мастодонты. Девятиклассница Алёна каждый год поражает своими идеями. 2023 год не исключение. Она представила сразу несколько проектов: устройство для измерения электромагнитного излучения «Радио гигиена», игротеку «Заповедник на колёсах» (мобильный заповедный уголок, который позволяет привлечь внимание к экологическим проблемам), а также «Крышко-игры» (игры с использованием крышек).
Юная пермячка призналась, что ради проектов приходится расставлять приоритеты: вместо просмотров соцсетей делать что-то другое. А даже самым успешным людям бывает лень, приходится брать себя в руки. Зачем тогда участвовать в конкурсах?
«Надо понимать, даже если ты в итоге не победишь, и проект не выйдет на следующий уровень, ты получишь навыки (soft skills, умение работать в команде, опыт публичного выступления и так далее). Имея эти навыки, шансы в следующий раз продвинуть свою идею в разы возрастают», – отвечает Алёна.
Напомним, «ИзобретайEco» – это фестиваль-конкурс экологического творчества и изобретательства, который проводит школа № 93 Перми уже четыре года подряд. С этой инициативой школа неоднократно входила в число победителей конкурса «Пермь – мастерская будущего», который проводит «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез».