(обновлено )
Примерное время чтения: 9 минут
308

Ориентир для студентов. История почётного работника образования из Перми

Сюжет Проект «СПАСИБОНАСТАВНИК»
Ольга Бахирева – кандидат химических наук, доцент кафедры «Химия и биотехнология» ПНИПУ.
Ольга Бахирева – кандидат химических наук, доцент кафедры «Химия и биотехнология» ПНИПУ. / Ольга Бахирева / Из личного архивa

Почётный работник сферы образования России Ольга Бахирева не думала, что свяжет жизнь с преподаванием. Но вот уже более 30 лет в её трудовой книжке всего одна запись – Пермский политехнический университет (ПНИПУ). «Уникальная женщина», «лучший преподаватель», «богиня физической химии», «наш ориентир» – отзываются о ней студенты.

Как Ольга Бахирева пришла в профессию? Какими компетенциями сегодня должны обладать выпускники вузов? Читайте заключительную историю проекта «СПАСИБОНАСТАВНИК».

Судьбоносное приглашение

Ольга Бахирева рассказывает, что в детстве с родителями «объехала всю Пермскую область», но школу оканчивала в Осе. Частые переезды семьи не сказались на успеваемости девочки. Она была отличницей и золотой медалисткой. Выпускницей Ольга выбирала между журналистикой, иностранными языками и химией. Выбор пал на последнее. Тому способствовала харизма школьной учительницы по химии Тамары Окуловой, время, случай и желание развивать технические знания (гуманитарные и так неплохо ей давались).

«В школе я не только отлично училась, но и побеждала в областных (а сейчас бы сказали краевых) олимпиадах по химии. И вот однажды, когда я стала лучшим экспериментатором области, председатель жюри, вручая мне диплом олимпиады, сказал: «Поступайте к нам в Политех», – вспоминает она. – После школы я собиралась ехать в Москву или Ленинград (сейчас Санкт-Петербург), но папа напомнил, что меня приглашали в Пермский политехнический университет. В него я и поступила».

Так началась длинная глава жизни Ольги Бахиревой. С первого курса она стала заниматься научной работой, ездила на олимпиады и конференции, ходила в школу молодого лектора и дополнительные занятия по иностранному языку. Но не забывала и про внеучебную деятельность: участвовала в студенческой весне, а также была командиром студотряда (сложно представить, как она всё успевала).

Настоящий наставник

На пути в науке Ольгу Бахиреву сопровождали прекрасные наставники. Кажется, она была обречена на успех.

«В год, когда я заканчивала вуз, аспирантуру набирал Владимир Васильевич Вольхин. Он автор учебников, по которым сейчас учатся наши дети. Мне очень повезло попасть на его кафедру. Я благодарна тому, сколько он в меня вложил, – комментирует Ольга. – Владимир Васильевич – настоящий наставник, учитель с большой буквы. Это пример, к которому можно стремиться. И если бы меня спросили: «Чего бы вы пожелали студентам?», то я бы пожелала им такого наставника».

Справка:
Владимир Васильевич Вольхин – доктор химических наук, профессор, член-корреспондент академии наук Туркменской ССР, заслуженный деятель науки РФ, почётный работник высшей школы России, лауреат премии Президента РФ в области образования, специалист в области химии и технологии неорганических сорбентов. Он – автор более 500 публикаций, за годы своей деятельности он получил 85 авторских свидетельств СССР и 16 патентов РФ. Внёс большой вклад в становление и развитие факультета химических технологий, промышленной экологии и биотехнологий и ПНИПУ вцелом.

Сегодня Ольга Бахирева – кандидат химических наук, доцент кафедры «Химия и биотехнология», заместитель декана факультета химических технологий, промышленной экологии и биотехнологий по довузовской подготовке в ПНИПУ. Она совершенно неожиданно нашла себя в педагогике более 30 лет назад и, кажется, не заметила, как сама стала тем наставником, которого желает встретить всем студентам.

Ольга Бахирева не заметила, что сама стала наставником для молодых нефтепереработчиков.
Ольга Бахирева не заметила, что сама стала наставником для молодых нефтепереработчиков. Фото: Из личного архивa/ Ольга Бахирева

«Ольга Ивановна – уникальная женщина и человек с большой буквы! Каждый раз благодарю обстоятельства и университет, что познакомил меня с таким человеком», «Лучший преподаватель и научный руководитель! Наставник, тьютор, химический режиссёр!», «Ольга Ивановна для некоторых из нас уже не только топовый преподаватель, но и партнёр по общим проектам уже в рабочей стезе. Одним словом – ориентир. Мы на неё равняемся», «Невероятнейшая женщина, которая научит не только законам химии, но и законам обыкновенной жизни» – пишут в группе вуза о ней студенты и выпускники. 

Студенты и выпускники называют Ольгу Бахиреву наставником, тьютором, химическим режиссёром и ориентиром.

Педагог отвечает на лестные комментарии с большой любовью.

«Обожаю студентов. Если я в тупике и не знаю, что делать, то я иду к ним. Они всегда предложат такой путь решения, до которого я бы сама никогда не додумалась, просто потому, что мы смотрим на разные процессы по-разному. Не знаю, как они у меня, а я у них многому учусь, и воспринимаю их, прежде всего, как соратников», – говорит Ольга Бахирева.

Цель – заинтересовать предметом

Одним из направлений работы Ольги Бахиревой является привлечение абитуриентов в вуз. Это непростая задача в существующих реалиях (так как сейчас ощущается кризис школьного химического образования).

«Изначально мы обратили внимание на подшефные школы промышленных предприятий. Стали делать ставку на их выпускников и для мотивации учеников начали проводить олимпиаду по химии, чтобы заинтересовать, увлечь предметом. Это было 8 лет назад», – рассказывает Ольга Бахирева.

Факультет и завод много лет совместными усилиями проводят олимпиаду по химии.
Факультет и завод много лет совместными усилиями проводят олимпиаду по химии. Фото: Из личного архивa/ Ольга Бахирева

Толчком к новым масштабам стала поддержка «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез»: благодаря совместной работе с предприятием факультетская инициатива разрослась сначала до городской олимпиады, а затем и до краевой. Теперь она развивается «вширь» – два года подряд проводятся олимпиады по физике и информатике.

«Завод заинтересован в том, чтобы взять на работу хорошо подготовленного студента. Но изначально, чтобы такой студент появился, необходимо привлечь его на факультет. Причём нужно сделать так, чтобы он не просто пришёл в вуз, а мотивированно учился и знал, где сможет применить свои знания в дальнейшем», – комментирует преподаватель.

Помимо олимпиады для школьников Ольга Бахирева курирует направление химии в Политехнической школе ПНИПУ, а также краевые проекты для школьников, например, «Открытый университет».

Человек учится всю жизнь

Однако хорошо подготовленный студент не равно готовый специалист. Ольга Бахирева считает, что вуз не может дать весь набор компетенций, который потребуется в работе. Человек учится всю жизнь. Тогда какого выпускника ждут на современном производстве?

«Бакалавриат даёт ширину кругозора. Он не учит конкретным профессиональным знаниям. Он учит теоретическим знаниям и практическим навыкам овладения ими. То есть мы не хотим выпускать операторов нефтепереработки – мы хотим, чтобы наш выпускник смог найти себя в любой технологии. Потому что производство каждый год меняется, завод не стоит на месте, – готовит Ольга Бахирева. – У специалистов должны быть базовые знания. Они должны понимать, что происходит на установке, представлять процессы и знать, что из мировой практики они могут применить в конкретном случае».

Вузы и предприятия должны работать вместе.
Вузы и предприятия должны работать вместе. Фото: Из личного архивa/ Ольга Бахирева

Тем не менее, чтобы быстрее подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности несколько лет назад «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» открыл базовую кафедру в Политехе.

«Представители науки и практики должны вместе работать на результат. Наше многолетнее сотрудничество с политехническим университетом тому пример. Около трети наших работников – выпускники этого вуза, – отмечает заместитель генерального директора по управлению персоналом и административным вопросам предприятия ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез Даниил Богомолов. – Конечно, мы благодарны за подготовку высококвалифицированных кадров, как в целом университету, так и отдельным преподавателям. Именно они дали базу молодым специалистам, помогли многим понять их сильные стороны, привили любовь к делу, а для кого-то стали наставниками по жизни».

По словам молодого заводчанина Никиты Кифеля, Ольга Бахирева – пример увлечённого и вовлечённого преподавателя, которая восхищает своей самоотдачей и мотивирует на погружение как в науку, так в профессию. Сам Никита уже три года как работает на предприятии, занимается научно-техническим творчеством, а параллельно учится в аспирантуре и планирует преподавать.

Никита Кифель тоже планирует преподавать.
Никита Кифель тоже планирует преподавать. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

«Вся моя жизнь неразрывно связана с кафедрой, факультетом, университетом. И я ни сколько об этом не жалею. Другой жизни я себе не представляю. Я просто делаю свою работу, которую считаю важной, – лишь подтверждает сказанное Ольга Бахирева. – У меня подход такой – если ты можешь помочь человеку, то обязательно помоги. Мой девиз  – делай, что можешь, здесь и сейчас, а дальше – время покажет».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах