Примерное время чтения: 7 минут
408

Люблю ли я свою Родину? О ежедневном патриотизме и современном казачестве

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ - Город для жизни 02/10/2017
Важно рассказывать детям не только о гениальных полководцах, но и о выдающихся российских учёных, музыкантах, художниках.
Важно рассказывать детям не только о гениальных полководцах, но и о выдающихся российских учёных, музыкантах, художниках. / Валерий Христофоров / АиФ

А главное: что же это такое – патриотическое воспитание?

На эти вопросы отвечает ректор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, депутат Законодательного собрания Андрей Колесников.

Дырявое воспитание

Иван Сергеев, «АиФ-Прикамье»: Андрей Константинович, сегодня некоторые отождествляют понятие «патриотическое воспитание» с «военно-патриотическим». Это следствие милитаризации общества или норма?

Андрей Колесников: Что такое патриотизм в классическом варианте? Это любовь к Родине. А любовь предполагает тонкий механизм взаимных чувств. Гордиться страной – это правильное, «базовое» чувство. Но любой сознательный гражданин хотел бы видеть ответные проявления любви: развитие образования, здравоохранения и т. д. У нас же разговор о патриотизме на втором предложении часто сводят к военно-патриотическому воспитанию детей. Это не совсем правильно.

– Почему так происходит?

– Так проще и тем, кто преподает, и тем, кого обучают. Не имея целостного представления о глобальных исторических событиях, из нашей богатой истории всегда можно выдернуть примеры потрясающих подвигов и выдать их за вершину проявления любви к Родине. При этом кто-то из слушателей даже готов будет поступить так же. Но только во время войны! А в мирное время можно жить и не тужить. Согласитесь, это очень удобно.

Мы живём в стране, в которой 9 Мая – один из самых главных народных праздников, что совершенно справедливо. И при этом у нас нет систематизированной истории Великой Отечественной войны как кульминации Второй мировой. Есть множество исследований различных фрагментов, есть мемуары. Но нет глобального осмысления войны.

Зачастую в школе о войне говорят, как о наборе героических элементов. Война – это место, где мужик может и должен совершить подвиг. Но ведь такие представления – это страшно! Мировая война – это глобальная планетарная катастрофа, обрушившая на мир множество трагедий. И главный вывод, который должен транслироваться всегда: война не должна повториться!

– А как вам автомобильные наклейки из серии «Можем повторить»?

– Я не понимаю, что они собираются повторить? Миллионы потерянных жизней? Повторите для начала автомобили, которые делают на Западе, станки… Такие тезисы дискредитируют жертвы и весь человеческий опыт, который мир приобрёл во время войны. Это полная деформация представлений о конфликте.

Давайте не забывать о более сложных категориях для преподавания. Давайте больше говорить, например, о нашей науке. Кто стал Нобелевским лауреатом и что мы получили благодаря этим открытиям? Чтобы рассуждать об этом, нужно много знать. Важно рассказывать детям не только о гениальных полководцах, но и о выдающихся российских учёных, музыкантах, художниках. Важно говорить об ежедневных проявлениях заботы о своей Родине.

– Что вы имеете в виду?

– Патриотическое воспитание должно сочетать в себе разные элементы. Надо прививать детям привычку делать что-то полезное ежедневно. Приведу пример. В Голландии мусор собирают уже в семь различных контейнеров: для стекла, пищевых отходов, бумаги, пластика и т. д. Голландцы сортируют мусор каждый день и очень этим гордятся. Для детей – это один из примеров того, как граждане заботятся о мире вокруг. Это проявление уважения и любви к своей стране.

Будущее не в прошлом

– В Прикамье работала программа патриотического воспитания. Насколько она эффективна?

– Сложно дать оценку, ведь у этой программы нет чётких критериев эффективности. Если посмотреть на последние заявления краевых властей, то в них я нахожу много рациональных зёрен. Мне симпатичны тезисы губернатора края Максима Решетникова об изменении городской среды, перезагрузке отношений в паре власть-молодёжь. Когда молодой человек видит, что власть начинает к нему прислушиваться, видит, как улучшается городская среда, то он по-другому начинает относиться к малой родине. В сентябре в Перми проходил молодёжный форум, и я с удовольствием наблюдал, как студенты рассуждали и фантазировали о будущем города. При этом они не пытались разглядеть будущее в прошлом.

Человек чувствует динамику! Если он видит изменения, то внутри меняется взгляд на жизнь. Студент уже не мечтает, как бы быстрее «свалить» из Перми. Важный мостик к патриотическим чувствам – это вовлечённость. Инициативной молодёжи нужен сигнал: Родина их тоже любит и слышит. И нужны ответные импульсы. Иначе начинаешь искать любовь Родины на стороне: Москва, Питер, заграница.

– Тех, кто идёт поперёк официальной линии, сегодня относят к пятой колонне. Быть в оппозиции – это непатриотично?

– Здравомыслящий гражданин критически относится к тому, что происходит вокруг. Здесь вопрос в квалификации. Чтобы утверждать «надо делать так, а не иначе», нужно обладать большим объёмом информации. Считать, что «кухарка» в состоянии подсказать президенту, как нужно руководить страной, – иллюзия. При этом должен быть работающий механизм обмена мнениями. Важна обратная связь на всех уровнях. Прогресс не живёт там, где нет критики. Только в таких условиях возможно современное развитие.

Параллельный мир

– С начала 90-х возрождается интерес к казачеству. Это вариант патриотизма или ролевая игра в силовую структуру?

– В прошлом и нынешнем составе ЗС я оказался последовательным критиком законопроектов по казачеству. История казачества насчитывает 500 лет. В ней были и героические, и трагические страницы. Кем раньше был казак? Человек получал от государства землю и по зову государя императора должен был выставить опре­делённое количество обученных всадников. Это было время, когда земельный надел представлял для большинства граждан единственный источник существования. А человек с саблей на коне был серьёзной военной единицей. Сейчас земельный надел перестал быть доминирующим источником дохода. Человек с саблей давно не представляет военной угрозы. За пять веков истории накопилось много обрядов, а часть казаков начали считать себя отдельным этносом. Если относиться к казачеству, как к некоему этнокультурному наследию, то я выступаю за поддержку именно в таком ракурсе.

– Кстати, в Перми история казачества очень неоднозначна.

– Казаки хотят особого правового статуса, хотят служить, охранять, регулировать и т. д. Если институционализировать их в таком качестве, то будет разрушаться и без того шаткая монополия государства на применение силы. Когда мы видим полицейского, понимаем, каким законом он руководствуется. В этом плане казаческие образования – некий параллельный мир со своей иерархией. Меня тревожит, что в последнее время участились случаи вмешательства казачьих объединений в культурную жизнь. Они громят выставки, раздают оплеухи направо и налево.

– Депутаты планируют внести изменения в краевой закон о казачестве. Вы подали свои по­правки. В чём их суть?

– Краевой закон приняли в прошлом году. Благодаря в том числе и моим усилиям удалось сократить набор функций и полномочий, которые хотели получить казаки в крае. Не планировалось и финансирование из регионального бюджета. Сейчас же возник новый законопроект, лоббисты вышли на второй круг. Вновь казачьим образованиям пытаются придать особый статус, обеспечить материально и т.п. Впереди – заседание рабочей группы, где будут рассматривать поправки к этому законопроекту, в том числе и пакет моих предложений. Считаю, всё нужно оставить так, как есть. Я убеждён, что казачьи дружины должны подчиняться полиции, а не вести самостоятельную службу. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах