48-летнего Евгения Владимировича Вьюгова в селе Григорьевское знает, пожалуй, каждый местный любитель техники.
Двигатель автомобиля барахлит или появился непонятный стук в салоне - по любому автомобильному вопросу можно обратиться к местному мастеру. Интерес к технике Евгению Владимировичу, возможно, передался от деда, который жил в Куединском районе в деревне Китрюм. Тот когда-то сам конструировал аэросани и деревянные пропеллеры к ним, и даже сам собрал трактор. Вот и Евгений Владимирович смастерил автомобиль, который каждый день вот уже девять лет колесит по дорогам родного села, вызывая интерес у приезжих и сельских жителей.
Историей создания необычного транспортного средства он поделился с корреспондентом сайта «АиФ-Прикамье».
С чего всё началось
Евгений Вьюгов после службы в армии, работал водителем и учился заочно на механика в сельскохозяйственном техникуме посёлка Зюкайка. После окончания техникума работал инженером по снабжению, затем 15 лет работал старшим инструктором по вождению в МЧС, а два года назад вышел на пенсию. Свой собственный автомобиль он стал конструировать девять лет назад.
«Когда сын был маленьким, у меня появилась идея сделать ему самоходный детский автомобиль. Пока я собирался с мыслями и думал, как мне это сделать – сын уже вырос.
Тогда я решил собрать машинку посерьёзнее. Если бы конструировал её сейчас, то некоторые технические моменты сделал по-другому. Но я считаю, первый блин комом не вышел», – улыбаясь, рассказывает Евгений Вьюгов.
Подробного проекта и точных чертежей как таковых у Григорьевского «левши» не было. В основном все конструкции он держал в голове. Евгений Владимирович сделал зарисовки рамы на тетрадном листочке, прикинул примерное расположение сидений (расстояния измерял по одной из легковушек) и приступил к созданию базы под мотор.
Собираем автомобиль, как конструктор
За основу будущего автомобиля мастер взял двухместный автомобиль-мотоколяску СМЗ С-3Д. Такие автомобили раньше в народе назывались «инвалидками».
«Инвалидку я купил в деревне под Очёром, за смешные пять тысяч рублей. Она хоть и была без двигателя, но зато выглядела почти как новая», – признаётся Евгений Вьюгов.
В качестве «сердца» самодельного автомобиля был выбран двигатель «Lifan» мощностью 15 л.с. В то время это была максимальная мощность для одноцилиндровых двигателей. Такие моторы ставили на мини-трактора, бензотрамбовщики, мотоблоки и другую технику для сельского хозяйства. Дождавшись скидок в новогодние праздники «Прикамский Кулибин» купил двигатель, и еще не сошёл снег, а будущий автомобиль, состоящий из ходовой части от «инвалидки» и сварной рамы, прошёл полевые испытания.
Затем у автомобиля появился самодельный кардан и кузов, колёса от мотоцикла «Юпитер», спидометр от «Жигулей», привод от мотоцикла и т.д. Первое время во время пробных заездов обнаруживались некоторые дефекты, которые мастер тут же устранял. Он сам усиливал конструкции, проводил сварочные и токарные работы, менял некоторые детали. А все нужные металлические детали конструктор покупал в пункте приёма металлолома. Через пять месяцев автомобиль был полностью готов.
На кабриолете на сенокос
Кабриолет получился лёгкий и быстрый. Автомобиль разгоняется до 70 км/ч и может ездить как вперед, так и назад. Выделяющийся на дорогах и заметный издалека ярко-красный автомобиль, с автоматической коробкой передач очень понравился жене и дочери сельского механика. В семье автомобиль в шутку получил название «Порш Кайен».
«На машине едет обычно тот, кто быстрее успеет её занять. Как оказалось, она нужна для поездок в магазин, на сенокос, к бабушке за молоком, с бабушкой за ягодами, с овощами из огорода. Зато меня не отвлекают от работы с просьбами куда-то свозить или что-то привезти», – смеясь, рассказывает Евгений Владимирович.
Несмотря на свои небольшие габариты, четырёхколёсный друг оказался отличной рабочей лошадкой. Автовладелец уже не помнит, сколько раз перевозил на этом автомобильчике трубы, доски и другой груз, который в обычную машину никак бы не поместился.
«Порш Кайен» должен был «получить» мягкую складную крышу, но, по словам разработчика, времени на неё уже не хватило, да и автомобиль стали часто забирать члены семьи. Односельчане по-разному реагировали на появление машины на дорогах малой родины. Кто-то говорил: «Зачем это надо? Зачем она нужна?», а кто-то хвалил и одобрял автомобильную диковинку. Фотографии машины заполонили местные социальные сети и паблики. В июле 2013 года в Нытве автомобиль занял первое место в автомотовыставке «Сделано в СССР».
Стоит отметить, что тогда присудили два первых места. Вторым победителем также стал житель села Григорьевское, который самостоятельно восстановил старый «Москвич».
Вместе с Евгением Владимировичем считаем, сколько же стоит сделать такой чудо-автомобиль:
- автомобиль-мотоколяска СМЗ С-3Д - 5 тыс. рублей.
- Двигатель «Lifan» – 15 тыс. рублей.
- Автомобильный вариатор – 10 тыс. рублей.
- Детали в пункте приёма металлолома – 4-5 тыс. рублей.
- Остальные детали, краска и расходные материалы – 15 тыс. рублей.
В итоге получился, пожалуй, самый бюджетный семейный автомобиль с автоматической коробкой передач за 50 тыс. рублей.
Планы на будущее – грандиозные!
В этом году кабриолету исполняется девять лет, а это достаточно большой срок для самодельного автомобиля. Год назад старый поизносившийся двигатель был заменён новым, но уже более мощным. Также в планах инженера-конструктора, как минимум, заменить спидометр.
Стоит отметить, что это не единственная разработка «Прикамского мастера». Он уже успел собрать и разобрать квадроцикл с автоматической коробкой передач. Теперь планирует сделать из него два мощных трицикла для перевозки грузов. А двигатель от квадроцикла поставить на детскую машинку для будущих внуков.
Кроме этого он задумал собрать для сына вездеход. Мощная гусеничная машина будет разгоняться до 40 км/час и использоваться зимой и летом, чтобы сын мог ездить на охоту и перевозить грузы. Для будущего вездехода уже готов силовой агрегат, подрамник с коробкой передач, а также куплен двигатель.
Также в коллекции самоделок есть плуг-культиватор. Он помогает при полевых работах.
Смастерил умелец также автоматический дровокол, циркулярную пилу, станок для заточки ножей, пневмодомкрат и тележку без рамы для перевозки досок.
Ещё одна задумка сельского мастера - восстановить двух легендарных «горбатых» запорожца ЗАЗ-965, 70-ых годов выпуска. Один из них будет со старым дизайном, но современной начинкой для дочери. Автомобиль станет двухместным, получит более мощный и современный мотор, печку и автоматическую коробку передач. По словам инженера-конструктора: «иномарки будут отдыхать на светофоре». А второй автомобиль будет восстановлен в оригинале.
А пока Евгений Владимирович мечтает присоединиться к ежегодному автопробегу пермского автомобильного музея «Ретро-гараж», но для этого нужно оформить документы на машину.
«Процесс оформления машины раньше был долгий и дорогой. Я слышал, что сейчас процедуру упростили. У меня есть задумка оформить автомобиль в Перми, получить номера, покататься по городу и познакомится с участниками ретро-заезда», – делится планами Евгений Вьюгов.