Есть такие люди, которые делают наш город необычным – граффитисты, стрит-арт художники. Проходишь, бывает, мимо какой-нибудь разрисованной стенки и останавливаешься, чтобы поразглядывать. Конечно, речь не идет о всяких «почеркушках» на домах.
О том, как граффитисты и стрит-арт «делят» городское пространство, кто такие «бомберы» и как появился «подводный мир» в Мотовилихе, с «АиФ-Прикамье» поделилась художница Зуля Мус.
«АиФ-Прикамье», Мария Усачева: - Зуля, у тебя потрясающие работы, о них часто пишут в СМИ, и они действительно украшают город… Ты где-то этому училась?
Зуля Мус: - Первые азы рисования я приобрела, участь в художественной школе в Добрянке. Позже я познакомилась с человеком, который занимается граффити. Его зовут Висмут. Вы наверняка слышали его имя, видели его работы в городе. Я попросила его брать меня с собой рисовать, чтобы научиться новой для меня технике. Потом вместе мы воплотили известный многим проект в мотовилхинской подземке «Пермский океанариум».
К слову о подводном мире. Если бы с нами не было третьего художника Артема Шумихина, который, кстати, помог нам освоить аэрографию, то вряд ли бы этот проект воплотился в жизнь.
- Где можно увидеть твою первую уличную работу?
З.М.: - Мой первый рисунок находится в микрорайоне Садовый, под мостом. Смею заметить, он выполнен совсем не в стиле граффити. Это скорее просто рисунок на уличной стене - в нем нет ни намека на граффити. Несмотря на это, Висмут оценил мои старания как новичка, отметив, что для первого раза весьма не плохо. Это и положило начало в новом для меня направлении – стрит-арт.
- Чем и где ты рисуешь – красками, баллончиками? Как места выбираешь?
З.М.: - Рисую абсолютно в разных местах, какая стенка понравится и на которой разрешено рисовать. Краска – аэрозольная (баллончик) и воднодисперсионная (фасадная, интерьерная). Как выбираю места? Никак, они сами меня находят!
- Что больше всего нравится рисовать?
З.М.: - Людей, природу. В последнее время чаще рисую пейзажи. Наверное, таким образом проявляется мое стремление к гармонии.
- Какие места в городе ты любишь больше всего?
З.М.: - Точного ответа не дам – зависит от настроения.
- Есть в городе такое место, которое на твой взгляд идеально, чтобы на нем нарисовать граффити… а нельзя?
З.М.: - Есть. Это здание администрации (улыбается). В голове куча идей, что можно было бы на нем нарисовать. Именно тем и привлекает, что запрещено.
- В Перми столько граффитистов… Как вы «делите» между собой город?
З.М.: - Не думаю, что есть какое-то строгое деление между ними, скорее все на много проще - есть хороший рисунок с подписью и его просто не трогают, не пытаются перекрыть своими вариантами.
-А какие-то законы есть у художников граффити?
З.М.: - Есть негласное соглашение: если стоит подпись автора - работу не трогают. Я не беру в расчет вандалов - бомберов, к примеру.
- А как больше нравится рисовать: на заказ или то, что придумала сама?
З.М.: - Мне нравится помогать людям воплощать их мысли и фантазии в жизнь – это всегда интересно. У них есть свои интересные идеи, воспоминания, мечты… Знаете, ты как будто читаешь их мысли - они рассказывают, что бы им хотелось видеть на стене, а ты изображаешь это на поверхности. Конечно, заказчики позволяют художнику вносить свои коррективы, иначе было бы проще заказать фотообои. А на свободную тему я пишу в основном для себя и для благотворительности.
- Есть одна тема, которая раздражает меня и, наверно, всех горожан, очень давно. Я называю это «почеркушками» на домах. Невозможно пройти без возмущения мимо. Что ты об этом думаешь?
З.М.: - Еще пару лет назад я бы привела в пример фильм «Поезд» (главный герой в память о своем лучшем друге писал на «их местах» его имя) и стала бы как-то оправдывать эти странные и непонятные действия тех людей, которые ходят с баллончиками, маркерами в руках и просто черкаются на фасадах зданий, заборах…
Теперь же для меня это, как и для вас, загаживание уличного пространства. Громко не возмущаюсь, но и не одобряю. Стараюсь не обращать внимания на это. К сожалению, заваливать почеркушками стены города будут, наверное, всегда, и с этим вряд ли что-то можно сделать.
- Зуля, о чем ты мечтаешь? У тебя наверняка какая-нибудь неординарная мечта.
З.М.: - Наверное, вы подумаете, что у меня какая-нибудь сумасшедшая мечта, например, полететь на Луну, построить там кирпичную стенку и разрисовать ее (смеется). Нет, на самом деле все на много приземленней. Я мечтаю разобраться в себе и пребывать в вечной гармонии с собой и окружающим миром.