Примерное время чтения: 5 минут
635

Наталья Никитина: «Учить договариваться нужно с самого раннего детства»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ-Прикамье 19/01/2016
Наталья Никитина:
Наталья Никитина: "Меня всегда интересовало воспитание. Такое, которое помогает выявить лучшие качества в ребёнке". / Марина Медведева / АиФ

Неумение открыто говорить о трудностях, нежелание понять другую сторону часто приводят к конфликтам. Наталья Васильевна говорит, что для неё важно быть своеобразным посредником между всеми сторонами образовательного процесса – родителями, руководителями детских садов и школ, властями, – чтобы те смогли услышать друг друга.

Досье
Наталья Никитина. Родилась в 1953 г. в Перми. Училась в ПГУ и Пермском педагогическом институте на факультете физики. Работала учителем математики в д. Щекино Усольского района, физики – в школе № 99 г. Перми. 30 лет заведовала детскими садами. Сейчас – специалист по учебно-методической работе на кафедре архитектуры Академии живописи, ваяния и зодчества им. Ильи Глазунова.

Пешком по тайге

Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: – Когда вы стали заниматься общественной работой и почему именно образование?

Наталья Никитина: – Председателем организации я стала не так давно, меньше двух лет назад. Именно знание системы образования подвигло меня на эту деятельность. Своё призвание нашла, ещё когда была студенткой. После второго курса факультета физики ПГУ стали возникать сомнения, правильный ли выбор я сделала. Пришла в облоно и попросила отправить меня куда-нибудь учителем. Мне показали на карте совершенно незнакомое место в Усольском районе – д. Щекино. Оказалось, что это очень далеко. После переправы от Березников до Усолья приходилось 70 км ехать в кузове трактора, а зимой, чтобы добраться до Перми, нужно было пешком пройти до лесоразработок километров 15 по тайге. Одной. Дальше садиться на лесовоз, который идёт в Соликамск. Для меня, городского жителя, это был совершенно другой мир. Но я рада была там преподавать математику, да и ученики относились ко мне очень хорошо.

– Долго вы были деревенским учителем?

Н. Н.: – Не очень. Но этот опыт стал первой ступенькой к пониманию своего призвания. Постепенно пришло осознание, что меня интересует даже не учительство само по себе, а воспитание. Причём такое, которое помогает выявлять лучшие качества ребёнка, формировать навыки, способствующие его успеху в дальнейшей жизни. Возможно, именно это желание и привело меня в детский сад. Пришла туда, можно сказать, случайно, и осталась на целых три десятка лет. Работала заведующей в нескольких детсадах, но дольше всего – в мкр. Зелёное хозяйство. Именно там за 20 лет постаралась в полной мере воплотить свои представления о дошкольном образовании. К концу моего заведования сформировался отличный коллектив. У нас была интересная программа, по которой в городе никто не работал. Мы приучали детей к настоящему искусству, музыке, начинали инклюзивное образование. Но, к сожалению, мне пришлось уйти.

Честный разговор

– Сферу образования постоянно сотрясают какие-то конфликты, возникают проблемы. Какова основная причина?

Н. Н.: – Большинство сложностей формировались годами. Например, актуальная сегодня тема – повышение платы за детсад. Её корни уходят в советские времена. Ещё по решению ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов. – Ред.) размер родительского взноса был ограничен – не более 20% от затрат на содержание ребёнка в дошкольном учреждении. В советское время уровень притязаний был невысоким и возможности, по сравнению с сегодняшним временем, скромные, но финансирование было ощутимее. В постсоветское время поступили просто: свели затраты к минимуму. Обеспечение многих статей уменьшилось, и родительская плата стала неадекватной. Позже это породило проблему поборов. Заведующий всегда должен был думать, куда в первую очередь направлять средства – на зарплату, оплату коммуналки или питание детей. Сторонам – власти, заведующим, родителям – всегда не хватало откровенного разговора.

Когда я работала заведующей, просила департамент образования честно объявить, что денег не хватает, чтобы нам было легче общаться с родителями. Этого не произошло. Не все руководители детсадов готовы посвящать в финансовые проблемы мам и пап. Тем временем родители должны владеть информацией и иметь возможность вносить предложения. Тогда и почвы для конфликта не будет. Лично я всегда считала правильным открыто обсуждать финансовые проблемы. Именно поэтому попросила, чтобы сейчас в каждом детском саду появились подробные меню. Родители должны видеть не только блюда текущего дня, стоимость каждого из них, но и обеспечение разнообразия питания на протяжении 10 дней.

С малых лет

– Как же помочь услышать друг друга?

Н. Н.: – Этому нужно учить с детства. Именно в раннем возрасте можно сформировать основы культуры питания, культуры поведения и взаимоотношений. Уметь слушать, доносить свою точку зрения, уважать мнение других: этому тоже нужно учить с детского сада. Образованные, умеющие вести диалог, заинтересованные в своём развитии люди – это основа гражданского общества.

Посмотрите, как сегодня решают конфликты взрослые в системе образования. Заведующие, директора просто заявляют родителям: «Если что-то не нравится, уходите. Пойдёте жаловаться? Хорошо, но не забывайте, что ребёнок будет ходить в наш детский сад (школу)». Мамы и папы, в свою очередь, с порога начинают предъявлять требования и обвинять руководство во всех смертных грехах. А может, сначала стоит выслушать другую сторону?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах