В 2025 году исполняется 100 лет со дня создания Коми-Пермяцкого округа — первого в СССР национального округа, который стал прообразом для десятков других автономий. Его опыт — сжатая история российской национальной политики XX и XXI вв. В год празднования юбилея мы поговорили с историком, ведущим научным сотрудником Института гуманитарных исследований УрО РАН Михаилом Каменских, автором книги «Первый национальный: коми-пермяки в национальной политике России в XX — начале XXI века» о том, почему этот опыт остаётся актуальным сегодня.
Уникальный статус
Марина Сизова, «АиФ-Прикамье»: Михаил, в своих исследованиях вы обращаете внимание на парадокс: Пермский край, находясь в глубине России, исторически оказывался в роли своеобразного «пограничья».
Михаил Каменских: Да, это символично. Единственный в России «край», который не находится на границе. Но на самом деле граница здесь есть. Она не географическая. Именно здесь, на Урале, в 1920-е годы шли дискуссии между «экономическим» и «национальным» подходами к территориальному устройству. В их результате и появился Коми-Пермяцкий национальный округ. В этом смысле Пермь — важный «пограничный» опыт в российской истории.
— Коми-Пермяцкий округ стал моделью для всей страны. Почему именно он, а не какой-нибудь другой регион?
— Стечение обстоятельств. Хронологически он был создан в 1925 году, между двумя волнами национально-государственного строительства: созданием республик (1921-1923 гг.) и созданием остальных округов (с 1929 года — до середины 1930-х годов). Демографически он был слишком мал для республики, но слишком велик для обычного округа — его население в разы превышало численность других северных территорий, где создавались округа. Это был первый опыт создания автономии такого формата, «образец» для будущих национальных округов. Этим занимался специально созданный Комитет Севера, который затем тиражировал полученный опыт на другие территории.

— Вечный вопрос российской истории: чья это была инициатива — искренний порыв «снизу» или расчётливое решение «сверху»?
— Мы говорим о Советском Союзе, где все ключевые решения, безусловно, инициировались и принимались центральными органами власти. Однако было бы ошибкой считать, что это было навязано абсолютно искусственно. У коми-пермяков действительно существовало активное и осознанное общественное движение, выступавшее за автономию.
— Как рождался округ?
— 1920-30-е годы — время напряжённого диалога между центром и регионами. Уже в 1921 году на I Всезырянском съезде РКП(б) прозвучало предложение о создании единой республики Коми, включив и пермяцкие земли Пермской губернии. Но пермские власти жёстко воспротивились, поскольку видели в этом угрозу экономической целостности региона.
— Объединение с коми-зырянами выглядело логично? И, наверное, были сторонники такого присоединения?
— Безусловно. Это был вполне ожидаемый итог реформы, ведь республика Коми создавалась на землях Архангельской и Вятской губерний. Несмотря на протесты этих двух регионов центральные власти приняли решение в пользу автономии, по логике государственного строительства того времени. Однако Пермской губернии, а затем и Уральской области (см. «Справку» — Ред.) удалось отстоять свою позицию. Но и местные власти также выступали против всех видов автономии. Поэтому округа в составе области – это своего рода компромисс, который помог сохранить уникальные черты коми-пермяцкой культуры.

— Кто был движущей силой на местах?
— Символическая фигура — коми-пермяцкий активист Фёдор Гаврилович Тараканов. Он боролся против простого «включения» в Коми АО. Тараканов настаивал, что коми-пермяки — отдельный народ со своим языком, и ему нужна отдельная автономия, даже в составе области Коми. За это он подвергался критике как в Пермской губернии, так и в автономной области Коми.
— Как же был найден компромисс между этими полярными точками зрения?
— Решающую роль, как это часто бывало, сыграла позиция центра. Итогом стал блестящий компромисс: не присоединение к Коми (что разорвало бы экономику), не лишение автономии вообще. Был изобретён третий путь — особая форма национального округа. Любопытно, что уже на первом съезде Советов нового округа в апреле 1925 года делегаты вышли с инициативой переименовать «Пермяцкий» округ в «Коми-Пермяцкий», чтобы подчеркнуть связь с родственным народом коми-зырян. Так и родился этот гибридный этноним: до конца 1920-х местное население называли просто «пермяками», а «коми-пермяки» — это сконструированное и официально закреплённое уже после создания округа самоназвание.

— Какие риски несли в себе альтернативные, непринятые сценарии?
— Это ключевой вопрос. Без автономии коми-пермяки могли повторить судьбу, скажем, тверских карел. Для них в 1930-х тоже на короткое время создали округ, но через полгода ликвидировали. Не было создано ни литературного языка, ни СМИ, ни театров. И за сто лет этот народ практически исчез: со 150 тысяч в 1926 году до менее тысячи по последним данным. С другой стороны, включение в состав крупной Коми АССР создавало риск культурного поглощения более многочисленными коми-зырянами. Таким образом, статус отдельного автономного округа оказался тем самым «золотым сечением». Он позволил запустить мощные процессы национально-культурного строительства: создать письменность, ввести преподавание на родном языке, сформировать национальную интеллигенцию.
— На что государство делало ставку на старте в этом новом образовании?
— Главной ставкой была «коренизация» – целенаправленное выдвижение местных национальных кадров. И это дало впечатляющий эффект! В Коми-Пермяцком округе доля коми-пермяков в аппарате управления выросла с 25% до 62% к 1934 году. Это была осознанная и эффективная политика, позволившая за короткий срок создать и институционализировать новую национальную элиту.

Жёрнов истории
— Волна репрессий 1930-х годов не обошла стороной и эту новую элиту…
— Конечно, нет. Репрессии коснулись всех без исключения. Вся национальная интеллигенция, взращённая в 1920-е годы, была репрессирована в 1930-е. В их числе писатели Лихачёв и Зубов, и, конечно, Тараканов. Последний, к счастью, выжил, дожил до 1990 года и оставил после себя бесценные мемуары — важнейший источник по истории того времени. Важно понимать: их репрессировали не за «национальный сепаратизм» — они были верными коммунистами.
— Как война и послевоенные годы отразились на округе?
— К 1940-м годам коми-пермяки как народ уже получили свою официальную территорию и государственную поддержку для развития культуры, конечно, в рамках советских стандартов. Однако в эти годы, как и по всей стране, происходили масштабные трансформации: массовые миграции, завершение коллективизации, приток трудовых ресурсов в лесные районы для нужд промышленности. Всё это не могло не отразиться на этнодемографической ситуации, начав процесс постепенного размывания монолитности национальной среды.
1920-30-е годы — время напряжённого диалога между центром и регионами. Уже в 1921 году на I Всезырянском съезде РКП(б) прозвучало предложение о создании единой республики Коми, включив и пермяцкие земли Пермской губернии.
— Несмотря на это, развитие национальной культуры и языка продолжалось…
— Послевоенный период стал временем не борьбы, а системного институционального строительства. Важнейшей вехой стало открытие в 1954/55 учебном году на базе Пермского педагогического института коми-пермяцко-русского отделения на филфаке. Это было событие огромной важности, так как именно там начала формироваться система плановой подготовки национальных кадров — учителей, писателей, журналистов.
Выпускниками этого отделения стали многие будущие видные деятели культуры и власти округа. С 1956 по 1965 год был сделан мощный рывок в создании учебно-методической базы: издано около 50 учебников и пособий. А в 1962 году вышла в свет первая грамматика коми-пермяцкого языка для вузов — фундаментальный труд, закрепивший нормы литературного языка. Это было время не громких заявлений, а большой работы по созданию прочного культурного каркаса, который позволил народу сохранить свою идентичность в условиях меняющегося мира.
— Что изменилось в 1990-е годы, когда округ стал самостоятельным – отдельным регионом России?
— Либерализация общественной жизни в начале 1990-х годов привела к возросшему интересу к национальной культуре. Правовая основа для этого была заложена ещё в 1990 году, когда был принят закон, уравнявший в правах все национально-территориальные образования. В частности, из Конституции РСФСР исключили формулировки о том, что автономные округа «находятся в составе краёв и областей». Это стало первым шагом к признанию национальных округов равноправными субъектами Федерации. В тот период многие регионы стремились повысить свой статус, так как распределение финансовых и материальных ресурсов зависело от их конституционного положения. Внутри округа также не утихали дискуссии о его будущем развитии.
— Как строились отношения между Коми-Пермяцким округом и Пермской областью в этот период?
— В 1990-е годы отношения были довольно сложными. С одной стороны, округ получил право на самостоятельное решение многих вопросов, в том числе на разработку собственного бюджета и программ развития. С другой стороны, сохранялись тесные хозяйственные связи, что отражалось в совместных соглашениях. При этом стороны могли создавать объединённые структуры управления для осуществления полномочий в сферах взаимных интересов.
— В 2000-х округ снова стал площадкой для эксперимента — на этот раз объединительной реформы.
— К 1990-м годам стало ясно, что малые дотационные автономии в качестве самостоятельных субъектов экономически нежизнеспособны. Округ существовал за счёт субсидий, а в постсоветское время оказался на грани выживания. Миграция, безработица, нехватка ресурсов ставили под вопрос само его существование.
К началу 2000-х стало ясно: нужна новая модель. В 2003 году президент Путин приезжал в Кудымкар, и вскоре провели референдум. Большинство – более 80% – поддержали объединение с Пермской областью. Это был прагматичный выбор в пользу сохранения автономии в рамках более крупного и жизнеспособного субъекта. В 2005 году появился Пермский край.
— Часто в округе отрицают свою поддержку объединения с Пермской областью, хотя референдум показал иной результат. Чем можно объяснить этот феномен?
— В 2020 году мы проводили массовый опрос населения округа и фокус-группы по вопросу оценки последствий объединения. Практически все участники отмечали, что голосовали «за», объясняя это прагматичными экономическими причинами. Конечно, всех планов достичь не удалось, не все обещания в итоге были выполнены, но нам не удалось зафиксировать позицию стремления к повторному созданию округа как субъекта.

Испытание временем
— Прошло почти 20 лет. Есть ли основания полагать, что в составе Пермского края округ смог преодолеть свое экономическое отставание лучше, чем имея статус отдельного субъекта РФ?
— По итогам мониторинга ситуации в национальных округах РФ 2020 года мы пришли к выводу, что только в двух территориях цели административной реформы 2003 года были достигнуты, это Агинский Бурятский округ (Забайкальский край) и Коми-Пермяцкий округ Пермского края. Только там властям удалось выровнять уровень жизни населения, не нарушая при этом возможностей для этнокультурного развития.
Только нахождение в составе Пермского края позволило, например, существенно увеличить поддержку языка и культуры в округе, с 2012 года стала выходить газета полностью на коми-пермяцком языке «Кама кытшын», было достроено новое здание театра, обновлена учебная и учебно-методическая литература. В условиях бюджета округа как отдельного субъекта это было невозможно. Напомню, что самое сильное сокращение населения и уровня владения языком зафиксировано как раз в период с 1989 по 2002 гг., когда округ был отдельным субъектом. Если говорить о «собственном» представительстве округа на федеральном уровне, посмотрите список депутатов от округа в 1990-е годы, там нет коми-пермяков и уроженцев округа.
Российская государственная политика исходит из того, что поддерживать языки и культуры, даже малые, — это важно. И с этой точки зрения история округа — это история успеха.
— Сохранена ли была, на ваш взгляд, за эти годы идентичность округа?
— В значительной степени — да. Это один из немногих примеров в России, когда интеграция не привела к полной ассимиляции. Округ сохранил статус административно-территориальной единицы с особым статусом. Более того, именно после объединения начался новый этап поддержки коми-пермяцкой культуры: приняты программы по развитию языка, открыты новые классы, издаются учебники, работает общество «Югöр». Как показывают наши этносоциологические исследования, жители округа в целом позитивно оценивают эти меры. Соседние районы Пермского края могут только мечтать о такой поддержке культуры, которая есть у округа.
— Спустя век можно ли сказать, что эксперимент удался?
— Это большой философский вопрос. С одной стороны, идёт сокращение численности коми-пермяков: в 89-м году — 150 тыс., в 2002-м — 100 тыс., а в 2020-м уже чуть больше 50 тыс. С другой — российская государственная политика исходит из того, что поддерживать языки и культуры, даже малые, — это важно. И с этой точки зрения история округа – это история успеха. Уникальность сохранена и поддерживается колоссальными усилиями и средствами. Российская Федерация — мировой рекордсмен по количеству языков, имеющих государственную поддержку. Коми-Пермяцкий округ наглядно демонстрирует, что уважение к локальной идентичности не угрожает единству страны, а, напротив, укрепляет его, создавая прочную основу для взаимного доверия и устойчивого развития. Эта территория уже сто лет служит экспериментальной площадкой, и её опыт бесценен для выстраивания федеративных отношений в многонациональной стране.

СПРАВКА
Истоки Рождения
Коми-Пермяцкий национальный округ — первое национально-территориальное образование такого типа в СССР — был образован 26 февраля 1925 года в составе Уральской области. Эта крупная административная единица РСФСР (1923-1934 гг.) возникла путём объединения четырех губерний: Пермской, Екатеринбургской, Челябинской и Тюменской. Из-за чрезмерно больших размеров и сложности управления в 1934 году Уральская область была разделена на три меньшие: Свердловскую, Челябинскую и Обско-Иртышскую. После раздела Уральской области округ вошёл в состав Свердловской области, а в октябре 1938 года — в состав Молотовской области (с 57-го года вновь вернувшей своё название — Пермской).

Солим, варим, запекаем. Как готовили рыбу коми-пермяки
Игровые, трудовые, колыбельные. О чём рассказывают песни коми-пермяков
Бок о бок с суседкой и лесным. О чём рассказывают коми-пермяцкие легенды
Словно вышел из легенды. Как появился памятник Кудым-Ошу в Кудымкаре
Душа поёт! Как гармонист из Кудымкара дарит людям радость