Яркая, харизматичная пара фигуристов Осокина – Грицаенко уже влюбила в себя многих поклонников фигурного катания. А после их сенсационной победы на прыжковом чемпионате России интерес к Елизавете Осокиной и Артёму Грицаенко только вырос. Лизе 17 лет, Артёму – 21. Они живут в Перми, тренируются у Павла Слюсаренко. О том, как сложился их дуэт, на что они планируют потратить миллион, полученный за победу, и готовы ли выступать на Олимпийских играх в нейтральном статусе, Елизавета Осокина и Артём Грицаенко рассказали «АиФ-Прикамье».
Звёзды сошлись
Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: Лиза, Артём, на чемпионате России по прыжкам все ждали, что борьбу за золото поведут, как обычно, наши лидеры: Анастасия Мишина – Александр Галлямов и Александра Бойкова – Дмитрий Козловский. А победили вы. Для вас самих это было неожиданно?
Артём Грицаенко: Конечно. Когда ехали туда, на победу вообще не рассчитывали. Но все звёзды сошлись, и получилось так, как получилось.
Елизавета Осокина: Выиграв у Мишиной – Галлямова в полуфинале, мы подумали: «Повезло! Но во второй раз, в финале, повезти точно не может». Оказалось, может: выиграли и у Бойковой – Козловского.
– Психологически эта победа даёт вам какой-то бонус при участии в следующих соревнованиях?
Е.О. – Нет. На прыжковом чемпионате фигуристы ведь не катали свои программы. Просто показывали технические элементы, соревнуясь, кто сделает их лучше. Это была больше игра.
– Но выигранный миллион рублей – бонус в любом случае приятный. На что потратите его? Или последуете примеру 12-летней Риты Базылюк, заявившей после победы на этом турнире: «Тратить не буду. Коплю на квартиру»?
А.Г. – Правильно делает. У нас тоже лежит какая-то денежка из заработанных. Но сейчас нам важнее максимально восстановиться после сезона. Поэтому планируем съездить отдохнуть. С маршрутом пока не определились, но хочется туда, где тепло.
– До конца сезона вам предстоит выступить ещё на Спартакиаде в Магнитогорске и на Кубке Первого канала?
Е.О. – Участие в Кубке будет зависеть от места, занятого на Спартакиаде.
А.Г. – Хотелось бы забраться там как можно выше. Хотя стараемся об этом не думать. Главное – сделать всё, что наработали, по максимуму. А оценивать – дело судей.
3 часа льда ежедневно
– В Пермь вы оба приехали из столиц: Лиза – из Москвы, Артём – из Питера. Что подтолкнуло к переезду?
А.Г. – Я родился в Челябинске. Парным катанием начал заниматься ещё там. В 17 лет меня пригласили в Питер, в тренерский штаб Москвиной. Катался с одной девочкой, с другой. Потом тупик: доросли до какого-то уровня, а дальше не получается. Решили разойтись. И я стал искать группу, где можно тренироваться. Знал, что в Перми сильная школа парного катания. Сам позвонил Павлу Сергеевичу, и услышал в ответ: «Приезжай!» Общий язык с ним нашли сразу, начали искать мне партнёршу. В начале лета 2022 года тренер сказал, что нашёл. И приехала Лиза.
Е.О. – В Москве я тренировалась сначала в ЦСКА – как одиночница. (На первенстве России-2021 ученица Елены Буяновой Лиза Осокина заняла 1 место, опередив Алину Горбачёву и Дашу Садкову. – Авт.). Потом, уже став парницей, в школе Нины Михайловны Мозер, у Арины Ушаковой. Но на тот момент, когда поступило предложение приехать в Пермь, почти два месяца сидела без тренировок. Была в поиске нового партнёра и тренера. С прежним партнёром отношения не складывались, да и роста особого у нашей пары не было. Вдобавок мой тренер решила перейти от Мозер к Плющенко. А я в команду Плющенко идти не хотела.
– Значит, предложение насчёт Перми поступило вовремя! Не жалеете, что приняли его?
Е.О. – Нет, конечно. Здесь великолепная группа, замечательная команда. Очень профессиональные тренеры: каждую мелочь в элементах видят, подсказывают. И с Артёмом мы очень быстро скатались.
- Павел Слюсаренко – жёсткий тренер?
А.Г. – Не-ет. Требовательный, но не жёсткий. У нас хорошие, доверительные отношения и вне катка.
– Сколько часов в день вы тренируетесь?
Е.О. – Ежедневно, кроме воскресенья, у всех три обязательных часа льда – две тренировки по 1,5 часа. Но если не успеваешь что-то сделать в своей подгруппе, то дополнительно выходишь на лёд в другой и доделываешь. Кроме того, разминка в зале перед тренировкой. Плюс хореография и ОФП через день.
- Рядом с вами тренируются Екатерина Чикмарёва – Матвей Янченков и Юлия Артемьева – Алексей Брюханов. Пары, также входящие в сборную страны. По сути, ваши главные соперники. Это как-то отражается на отношениях?
А.Г. – На льду мы, возможно, и соперничаем. Но за его пределами общаемся абсолютно нормально.
– Главный способ восстановления сил для вас?
А.Г. – Сон (Смеётся.)
Е.О. - То же самое. Лежишь, расслабляешься, высыпаешься.
Тест Ахматовой
– Несколько слов о жизни вне льда. Где вы учитесь?
Е.О. – Я в одиннадцатом классе. Нынче надо будет сдавать ЕГЭ. С 7-го класса учусь онлайн. Занимаюсь по вечерам и в выходные, с репетиторами.
А.Г. – Из Челябинского университета физкультуры я перевёлся в Московский. Учусь заочно, сейчас на втором курсе, специальность «спортивный менеджмент».
– С уходом из спорта всеми любимых «рыжиков» - Евгении Тарасовой и Владимира Морозова – их шуточное прозвище, похоже, перешло к вам. А в детстве, Лиза, вас никогда не обзывали рыжей?
Е.О. – Наоборот, завидовали, что у меня такой редкий цвет волос.
А.Г. – Рыжая партнёрша – это классно! Всегда выделяется на фоне других.
– Ну, ваша пара выделяется и своим катанием – ярким, мощным, стильным. В отсутствие международных стартов для российских спортсменов не возникала мысль сменить гражданство?
А.Г. – Нет.
Е.О. – Очень надеемся, что в ближайшее время санкции снимут, и мы сможем наконец выступать на международном уровне.
– А если россиян, к примеру, допустят до Олимпиады только в нейтральном статусе, без флага и гимна, вы готовы поехать?
А.Г. – Если получим право выступить там, то конечно. Столько кататься, вкладываться – и отказаться от участия в Олимпийских играх?!
Е.О. – До Олимпиады два года. Есть время ещё поработать, что-то усилить, улучшить.
– И выиграть олимпийское золото?
Е.О. – Не будем загадывать. Об этом мечтают все спортсмены. Мы – тоже. (Улыбается.)
– Самый драматичный момент для вашей пары нынче – шнурок, внезапно лопнувший на ботинке Артёма на чемпионате России. Почему это произошло?
Е.О. – От такого не застрахован никто. Да, случилось у нас. Но мы пролистнули тот день – и готовимся к новым стартам.
А.Г. – Безусловно, был потом разговор с тренерами. Спокойный, без ругани. Мы же взрослые люди: понимаем, что к чему. Нет, заматывать ботинки скотчем, как делают некоторые фигуристы, я не собираюсь. Но перешёл на другие шнурки, покрепче.
– Как раз во время этого турнира Лизе исполнилось 17. Как отметили?
Е.О. – Никак. Тренировки, выступления – некогда было даже посидеть где-то. Но Артём подарил мне замечательный подарок – кофемашинку. Обожаю кофе, пью его постоянно.
– Чтобы понять человека, Анна Ахматова проводила для новых знакомых такой тест: чай, собака, Пастернак - или кофе, кошка, Мандельштам? Адресую её вопросы вам, заменив поэтов на фигуристов: Мишина – Галлямов или Бойкова – Козловский?
А.Г. – Я выбираю чай, собаку, но Бойкову с Козловским.
Е.О. – А я только кофе.