Примерное время чтения: 4 минуты
203

Быка принесли в жертву ради скорейшего избавления от кризиса

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ-Прикамье 02/09/2009

Так звучит легенда о языческом коми-пермяцком обряде, который Православная церковь в середине XIX века, дабы не нарушать народных традиций, была вынуждена подвести под праздник святых Флора и Лавра.

ИМЯ обряду - Быкобой, в минувшее воскресенье в Большой Коче  его провели в третий раз.

Не было гостей, да вдруг наехали!

ПОСМОТРЕТЬ на древний обряд, а заодно поздравить жителей Большой Кочи с 430-летием села, приехало немало гостей. Причём не только из Пермского края, но и из  Москвы, Екатеринбурга, Иваново. Всех их кочинцы по традиции встречали хлебом-солью, пенистым суром (домашнее пиво) и квасом, а также доброй песней.

«Не было ветру, не было ветру,

Не было гостей, да вдруг наехали», - пели участники фольклорного ансамбля «Мича Асыв» («Ясное утро»), усилиями которых в 1993 году и был возрождён обряд.

По словам кандидата исторических наук Германа Мальцева, первые упоминания о Быкобое относятся к 1876 году, подробно его описал в своих летописях известный коми-этнограф Василий Налимов.

- Широкое распространение обряд получил в середине XIX века, - продолжает историк Мальцев, - когда Коча была своеобразным духовным центром округа да и всего севера Прикамья. Здесь располагались Герасимо-Питиримо-Ионинская церковь, Ионо-Серафимовский женский монастырь. Священнослужители поддерживали обряд. Считалось, что, вкушая жертвенное мясо, человек духовно очищался, бывали и случаи исцеления от некоторых болезней. В иные годы в Кочу сгоняли до восьмидесяти быков даже из Усолья и Чердыни.

В последний раз обряд жертвоприношения был проведён в 1923 году, но и после этого, как говорит этнограф Василий Гагарин, кочинцы нет-нет да и прибегали к мистическим силам древнего ритуала, вместо быка принося в жертву то курицу, то гуся. Съешь жертвенного мяса - станешь богатым и красивым!

Когда вода становится целебной

КАК и в старину, обряд провели на угористом берегу реки Онолвы. Быка весом около двух с половиной центнеров купили в местном колхозе «Родина». По преданию, кровь принесённого в жертву животного становится священной; попадая в воды реки, она придаёт им целебные силы. Поэтому, как только завершили первую часть обряда и воды Онолвы стали тёмно-багровыми от бычьей крови, к ним выстроилась  очередь желающих умыться святой водой. В числе таковых оказались и замминистра по делам Коми округа Елена Поспелова, и известный бизнесмен, депутат краевого парламента Алексей Петров.

- Я точно лет на двадцать помолодел, - поделился своими впечатлениями Алексей Алексеевич после водных процедур.

Нынешний Быкобой проходил в рамках первого межмуниципального фестиваля обрядовой культуры «Олан-Волан, коми отир!» («Живи и здравствуй, коми народ!»), задуманного администрацией Кочёвского района. Как надеется глава района Александр Хомяков, фестиваль станет традиционным. А в этот раз в Кочу съехались пятнадцать фольклорных коллективов из разных районов округа, края, соседней Кировской области. Были на празднике и студенты Российского гуманитарного университета, и представители Екатеринбургского отделения Заповедника народного быта (г. Иваново). Его руководитель Светлана Пигарева призналась:

- Честь и хвала большекочинцам за то, что они смогли сохранить и реанимировать этот обряд, который пусть и выглядит немного странным для восприятия современного человека, но, несомненно, является обрядом очищения. Между прочим, такие обряды существуют у многих народов мира…

Вечером на берегу Онолвы, угощая гостей жертвенным мясом, кочинцы говорили, что, отведав его, незамужние девушки обязательно выйдут замуж, неженатые мужчины женятся, и вообще всё у всех будет хорошо! Надо только верить!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах