В Законодательном Собрании Пермского края сегодня прошло последнее заседание рабочей группы по подготовке ко второму чтению проекта регионального бюджета на 2015 год и плановый период 2016-17 годов.
Напомним, в первом чтении законопроект о бюджете был принят на октябрьском пленарном заседании Заксобрания. Доходы бюджета в следующем году ожидаются в сумме почти 99 млрд рублей, расходы планируются на уровне 109 млрд рублей. Соответственно, дефицит составит порядка 10 млрд рублей – 12% к объему доходов (федеральный закон запрещает «переступать черту» в 15%).
Между чтениями рабочей группе предстояло решить задачу, перед которой мог бы спасовать даже проницательный ум Альберта Эйнштейна. Бюджет следовало сбалансировать. Но что значит балансировка в условиях многомиллиардного дефицита? Речь, разумеется, идет отнюдь не о приведении расходов и доходов в полное симфоническое соответствие. Основная задача – не допустить увеличения уже утвержденного дефицита.
Между тем, новые расходы в бюджете неизбежно появились. Например, рабочая группа одобрила поправку об увеличении зарплаты секретарям и инспекторам мировых судов Прикамья. Жалованье секретарей составляет сейчас 8,5 – 10 тыс. рублей, а работников аппарата, занимающих младшие должности – около 3 тыс. рублей. В результате сотрудники увольняются, работа многих мировых судов, по сути, уже в ближайшие месяцы может оказаться под знаком вопроса.
Однако, поддержав поправку о прибавке к заработной плате судейских чиновников, членам бюджетной рабочей группы необходимо было снять деньги с другой расходной статьи. Лилия Ширяева предложила «заморозить» средства, назначенные на выплату процентов по банковским кредитам, которые придется брать краевому бюджету.
«Я не думаю, что здесь мы рискуем наступить на «долговую мину», – говорит вице-спикер Заксобрания. – Сегодня Пермскому краю нужно совершенствовать систему заимствований. То есть, так рассчитывать наши потребности и возможности при закрытии бюджетных кассовых разрывов, чтобы успевать отдавать кредиты федерального бюджета в установленный срок – 30 дней. Тогда они фактически беспроцентные. Наш краевой Минфин умет в этом плане работать, и это нам позволит на кредитах сэкономить. Что кается кредитов коммерческих банков, здесь также есть возможности для экономии… К тому же, эта поправка – временная. При внесении в дальнейшем изменений в бюджет-2015, вероятно, будет найден источник и для того, чтобы индексировать зарплату работникам аппарата мировых судов, и снятия для бюджета риска подпасть под штрафы по взятым кредитам».
Теперь доработанный ко второму чтению законопроект о бюджете Прикамья поступит в комитеты Заксобрания. По оценке экспертов, не исключено, что правительство региона предложит дезавуировать поправки, «обнулившие» средства, предназначенные на выплату процентов по кредитам. И это может стать поводом для жестких трений между региональным кабинетом министров и парламентской оппозицией. В исполнительной власти края прекрасно понимают, что в бюджет-2015 поправки, скорее всего, придется вносить неоднократно, и уже в первые месяцы следующего года призрак секвестра может вполне материализоваться. Провидцем здесь быть не надо: принятый в октябре проект бюджета региона на трехлетку рассчитан, исходя из курса доллара 41 рубль, и цены на нефть 80,5 долларов за баррель.
На фоне последнего решения ОПЕК не сокращать квоты добычи нефти, и связанного с этим падением стоимости барреля до отметки почти в 70 долларов за баррель подтверждают опасения исполнительной власти Пермского края. По прогнозам экспертов, уже в первой половине 2015 года «черное золото» может подешеветь до 60 долларов за баррель и больше. В этой ситуации «игра» с банковскими долгами» крайне опасна для правительства Прикамья. Поэтому на комитетах Заксобрания и ближайшем пленарном заседании регионального парламента кабинет министров, видимо, попытается еще раз заблокировать часть решений рабочей группы. Для парламентской же оппозиции (даже если употреблять этот термин условно) также появилась рискованная, но соблазнительная перспектива – «играть» на сложной ситуации с краевым бюджетом. Поэтому в декабре, работа над основным финансовым законом края, действительно, может оказаться для обеих ветвей власти «прогулкой по минному полю». Конечно, отчасти в этом виноваты арабские шейхи из стран ОПЕК. Но к ним предъявить претензии не получится. А вот искать компромисса между собой пермским политикам и группам влияния придется всерьез – желательно, без восточных эмоций.
Смотрите также:
- Повышение зарплат бюджетникам в Прикамье стоит под вопросом →
- Правительство Пермского края: «Дефолта не будет» →
- Выгодна ли Прикамью льгота по налогу на прибыль? →