Киногруппа Павла Лунгина снимает в Перми художественный фильм "Чёрный шаман" по сценарию Алексея Иванова.
- Ну и климат у вас! - добродушно ежится режиссёр-постановщик Борис Казаков. - Когда мы приехали сюда две недели назад, температура была под минус тридцать. У нас лопалась плёнка, не заводились снегоходы и мотоциклы... Зато у вас есть снег! В Москве это большая редкость.
В десяти минутах ходьбы от корпусов Пермского военного института ВВ МВД - пологий лесной склон. Там выстроен аккуратный охотничий домик. Неподалёку - целое столпотворение. Газуют снегокаты, рычит мощный подъёмный кран, постукивают дверцы тёплых вагончиков. Гудит людской муравейник: человек двадцать съёмочной группы, дрессировщики, каскадёры, любопытствующие...
По сюжету некие коммерсанты построили в глухой тайге "базу отдыха" для заезжих любителей экзотики - не посчитавшись с тем, что место "нечистое". При строительстве охотничьей избушки вскрыта могила чёрного шамана.
Молодые "мажоры", прикатившие в этот медвежий угол поразвлечься охотой, ведут себя настолько нагло, что у бригады егерей лопается терпение. За безобразное поведение они выгоняют одного богатенького отпрыска в тайгу, на мороз. Кто же знал, что в него вселится потревоженный дух чёрного шамана! Парень становится зомби и творит кровавые безобразия. Ему помогает стая волков-убийц...
Ради "волков" съёмочная группа и приехала мёрзнуть в пермские леса.
- Местные волкособы (гибриды волка и собаки) - выше всяких похвал! - сверкает глазами режиссёр Борис Казаков. - Они очень похожи на волков и в то же время поддаются дрессировке, как собаки. Это очень удобно. Таких животных в кино крайне не хватает.
"Полный лес волков"
Поначалу существовала договорённость - избегать общения актёров и волкособов. Ведь в случае любой травмы артистов придётся раскошелиться на немаленькие страховые выплаты. Но со временем запрет на контакты со зверем действовать перестал, а волкособы сделались любимцами съёмочной группы.
Их безбоязненно трепали по загривкам, киношники больше не вздрагивали, завидев, что матёрый "волчище" бродит по съёмочной площадке без поводка.
Лишь один человек в присутствии волкособов никогда не расслаблялся: лейтенант Ольга Дружинина - преподаватель кафедры кинологии ПВИ ВВ МВД, член сборной России по аджилити, бронзовый призёр чемпионата мира. Ольга - дрессировщик от Бога. У неё потрясающее чувство зверя. Это её стараниями мощные своенравные хищники стали послушными миролюбивыми созданиями.
- Волкособ по натуре лидер, - говорит Ольга. - Он всё время пытается взять над хозяином верх. Если почувствует, что простили невыполнение команды, начнёт и дальше "отвоёвывать территорию". На человека, конечно, не нападёт, но всё время приходится быть в тонусе.
Однажды во время съёмок волкособ Люкс, обычно очень послушный "мальчик", решил "поотвоёвывать территорию". И это стало находкой для съёмочной группы. Снимали эпизод первого появления волков. Актёр приоткрывал дверь охотничьего домика и, "холодея от ужаса", должен был крикнуть товарищу, что во дворе - стая волков. И вот актёр открывает дверь. И вдруг на него незапланированно, со всех лап - несётся волкособ. Зверь, конечно же, бежал не к актёру, а к хозяину, который стоял за спиной артиста рядом с камерой. Тем не менее лицо актёра заметно побледнело и вытянулось. Импровизируя, он выждал несколько "леденящих душу" секунд и захлопнул дверь перед самой мордой зверя. Режиссёр не мог сдержать криков восторга: "Снято! Супер!"
Во всех остальных эпизодах волкособы вели себя идеально. Давали снимать свой грозный оскал и рык. Послушно преследовали снегоходы. Делали головокружительные прыжки, вцепляясь в "рукав" охотника, повисшего на утёсе (на самом деле - обыкновенный муляж).
"Кровавые" сцены, в которых волки должны были раздирать свою жерт-ву "в хлам", легли на плечи Николая Могулова и Левона Джамбальяна - курсантов ПВИ ВВ МВД. Эти ребята стали в фильме настоящими каскадёрами. Сверху на них была та же одежда, что и на актёрах, а под ней - защитная система из пластика, сделанная на заказ. Ведь обычная "защитка" не выдержала бы: клыки волкособов намного крупнее собачьих, а хватка - железная. На всякий случай на защитную систему наложили ещё и войлок. Но и этого оказалось мало. Когда после команды "фас" "милые пёсики" серьёзно прокусили руку Николаю Могулову, режиссёр немедленно остановил съёмки. А Николай как ни в чём ни бывало попросил продолжать работу над эпизодом.
Сугроб актёру не помеха
- День сегодня напряжённый, - объясняет режиссёр. - Будем снимать взрыв гаража, пожар в охотничьем доме. Это кульминация всей картины. В финальной сцене задействованы и волкособы, и пиротехника, и каскадёры, и актёры. Потребуется подъёмный кран и специальная вышка для камеры...
Рядом с "приговорённым" к пожару домиком пылает костёр. Напротив него - кинокамера, заботливо укутанная полиэтиленом. Угли и головёшки от костра сгребают в ведро, ставят рядом с камерой, чтобы в кадре "дымило". На зияющее в снегу костровище кладут чёрную бумагу. Теперь туда предстоит лечь исполнителю главной роли - актёру Дмитрию Ульянову ("Московская сага", "72 метра"). Он умудряется не стучать зубами от холода в своём лёгком брезентовом одеянии, художественно рваном и измазанном бутафорской кровью. Гримёры добавляют "сажи" на лицо и "крови" - на костяшки пальцев. Дмитрий, изображающий бригадира охотников - Романа, распластывается перед камерой на снегу. Минут 15 уходит на поиск единственно верной позы человека, выжившего после взрыва и пожара...
Оператор Александр Найдёнов, обладатель пяти кинематографических "Ник", кивает режиссёру: командуй. Режиссёр, добродушный, улыбчивый великан, рявкает неожиданно стальным голосом:
- Мотор! Камера! Пошёл крупный план!
Откуда-то возникает совершенно счастливый пиротехник:
- Пойдёмте покажу, куда толовые шашки нужно закладывать, чтобы как следует рвануло. Я там ещё и досочку подпилил - когда всё на воздух взлетит, будет очень красиво!
- Нам не надо красиво, - оборачивается на ходу режиссёр. - Надо натурально! - и в своих роскошных меховых унтах лезет по колено в снегу в тёмный сарай - осматривать пиротехнические чудеса.
Кроме Дмитрия Ульянова в картине заняты актёры Пётр Кислов, Роман Агеев, Алексей Ильин. Эпизодическая, но очень значимая роль у знаменитого Александра Ильина.
Окончательное название фильма родилось уже в Перми. Первоначальные варианты были более прозаичны: "Волки", "Я вас жду..." Но когда создатели картины увидели чёрного волкособа Грэя, они воскликнули: "Чёрный шаман!"