"Не люблю я этого. Прожила жизнь, и нигде так не светилась", - этими словами учитель математики Нина Емельяновна Шелунцова начала нашу беседу. Уговорить её на публикацию в газете стоило немалых усилий. Скромность - девиз всей её жизни и учительской карьеры.
Чрезмерной сентиментальностью Нина Емельяновна никогда не отличалась. По её собственным словам, она бывает даже грубоватой с учениками. Тем не менее дети идут за ней. Когда с учительницей случилась беда, они тоже пришли.
Около года назад у Нины Емельяновны начались серьёзные проблемы с ногой. Она уже с трудом передвигалась. Врачи сказали, что нужно менять коленный сустав. Операция стоит 100 тысяч рублей. У работающей в школе пенсионерки таких денег, естественно, не было.
Но тут больную учительницу решили навестить её первые выпускники из пермской школы N 1. Этим "детям", как она до сих пор их называет, сейчас уже по 44-45 лет. Они отвезли Нину Емельяновну в немецкую клинику в Перми. Там врачи очень красиво всё расписали, но и сумму назвали соответствующую - 180 тысяч рублей.
- Для меня это астрономическое число! Поэтому я сразу решила, что никакой операции не будет.
"Дети" помнят её спустя 30 лет
Но "дети" не отступали. Они лишь сказали, что деньги - это не её проблема. В июне позвонил один из выпускников Дмитрий Костенко: "Нина Емельяновна, операция отменяется, потому что немец не приехал".
- Если честно, я тогда ни о какой операции уже и не думала. После этого звонка до осени было затишье. Я сразу сказала ребятам, что мне ничего не надо, и если этот первый порыв у них пройдёт, то я совершенно спокойно к этому отнесусь. Я купила наколенник. Надевала его и вроде потихоньку стала ходить.
На всякий случай Нина Емельяновна обратилась в краевое министерство здравоохранения. Здесь сказали, что операцию сделают бесплатно, но предупредили, что ждать очереди придётся долго и оперировать будут в другом городе.
- В сентябре вдруг опять звонит Дима: "Надо, Нина Емельяновна, ехать". Я говорю: "Да никуда я не поеду". Всё взвесила - мне уже ничего не надо. Зачем я буду ребят напрягать? Но, с другой стороны, думаю: "Они ж заботятся, а ты, бессовестная, так к этому отнеслась". Через неделю я сама позвонила Диме и согласилась поехать в клинику.
Договор готов, операция оплачена
Оказалось, что договор на проведение операции уже давно готов. И всё уже оплачено.
- Они всё делали где-то там, за моей спиной, лишь бы меня не расстраивать.
Все вопросы выпускники решали через директора школы N 1 Валентину Семёновну Нестюричёву. Поддержали учительницу в трудную минуту и её коллеги. Они с готовностью подменяли её на занятиях.
Операцию назначили на 8 декабря. Но тут вдруг звонят из минздрава: "Вам операция назначена на
23 ноября в клинике Елизарова". Опять дилемма. Но ведь "дети" уже заплатили, и даже если отказаться от операции, вернут лишь часть суммы. К тому же ехать в другой город не хочется. В общем, от нового предложения Нина Емельяновна отказалась. И не пожалела. Она практически не чувствовала, как ей делали операцию, только слышала, как "что-то пилили". Через несколько дней она уже стояла на ногах.
Счастье ходить по земле
Нина Емельяновна не знает имен всех, кто пришёл ей на помощь. Видимо, бывшие ученики переняли у своей учительницы привычку быть скромными, "не светиться". Нина Емельяновна называет лишь немногих из тех, кто помог ей с операцией. Это Дмитрий Костенко, Сергей Лузин, Константин Кирьянов, известный пермский писатель Алексей Иванов (тоже её ученик). Но были и другие....
- Спасибо ребятам. Я всегда буду чувствовать себя им обязанной. Я ведь ни копейки в своё лечение не вложила. А они сказали только: "Значит, вы нас хорошо воспитали".