Их справедливо окрестили рабами, но они просто сами не оставили себе в жизни иного выбора.
РАЗВЕ могло такое случиться в начале XXI века, да ещё и в тихой промышленной глубинке Прикамья? - первое, что приходит в голову при
ознакомлении с материалами этого уголовного дела. Начиная с 2003 года в Губахе, одном из городов Кизеловского угольного бассейна (КУБа), существовало фактически рабовладельческое предприятие - "Металлопромышленная компания". Людей удерживали в нём насильно, заставляя за кормёжку, крышу над головой и дармовой спирт заниматься тяжёлым физическим трудом: разбирать на кирпичи старые здания, грузить стройматериалы и прочее. А за различные прегрешения порой и жестоко наказывали.
Заковали себя сами
СКАЖЕМ, зимой 2004-го двое невольников решили отдохнуть от несвободы и сбежали из-под контроля, несмотря на отсутствие документов и наличие на территории содержания более десятка камер видеонаблюдения, а также злобных псов-охранников. Поймали узников, впрочем, быстро, засунули обоих в багажник автомобиля, отвезли обратно, после чего вручили им полутораметровую цепь и кувалду: мол, скуйте себя друг с другом самостоятельно. Распоряжение было выполнено со всей основательностью, и несостоявшиеся беглецы звенели общими кандалами на протяжении двух недель: и на работе, и на отдыхе, и даже во сне.
Впрочем, по словам руководителя Губахинского межрайонного следственного отдела при прокуратуре Андрея Титовца, у двух арестованных на прошлой неделе обвиняемых по делу о рабском труде, скорей всего, первоначально криминального умысла не имелось. Просто они находили людей, злоупотребляющих спиртным, без определённого места жительства и средств к существованию, привлекая таких асоциальных граждан к демонтажу заброшенных домов. Первое время набранные маргиналы вообще жили в самом городе - в бараке на улице Тюленёва, затем при их участии на улице Суворова была устроена база "Металлопромышленной компании". Наконец, невольно-наёмный, образно говоря, персонал возвёл для себя и узилище - металлический ангар с нарами, подобием кухни и санузлом.
Топором по мизинцу
НАСИЛИЕ со стороны обвиняемых, один из которых, кстати, такой же бомж, только в ранге надзирателя, стало проявляться не сразу, но было предопределено. Этому способствовала сама обстановка на базе, ведь незаконно удерживаемые трудились в том числе и за выпивку. То есть работу выполняли плохо, с похмелья на неё просто не выходили, да ещё и приворовывали иногда металл, сдавая его в приёмные пункты других губахинских фирм. За последнюю провинность наказание назначалось наиболее сильное. Так, тот самый узник, что сбегал зимой 2004-го, позже попался как раз на краже металлолома. За это несчастному отрубили топором полмизинца, а через несколько месяцев ещё и избили черенком лопаты, из-за чего у проштрафившегося раба загнила рука.
Кое-какая информация о беспределе, творящемся в "Металлопромышленной компании", за её территорию всё же просачивалась, но для возбуждения уголовного дела нужны, по крайней мере, показания потерпевших или свидетелей. Таковых же до прошлого года у правоохранительных органов просто не имелось. В 2005-м на базе в рамках другого расследования - по фактам квартирных мошенничеств - даже состоялся обыск, но невольники отнюдь не ринулись к оперативникам с признаниями. Понятно, что боялись, хотя, судя по всему, и не только.
Уйти не захотели
ХАРАКТЕРНЫЙ пример: в марте 2007-го обвиняемые предложили всему своему люмпен-персоналу забрать паспорта и позволили идти куда глаза глядят. А когда спустя полгода губахинских рабовладельцев накрыли с поличным, на территории предприятия по-прежнему прозябали шестеро потерпевших, которых такое существование вполне устраивало. Одному из них исполнилось на тот момент всего 27 лет! Как, в принципе, и его надзирателю, да и сам хозяин был всего лишь на два года старше.
Обоих ждёт суд и, надеемся, не самый мягкий приговор: наказание по инкриминируемым им статьям УК РФ - от трёх до десяти лет лишения свободы. Учтут и то, что первый в ходе задержания хотел бежать, второй активно препятствовал следствию и пытался подкупить свидетелей, а также то, что оба ранее имели проблемы с законом. Возможно, к ответственности привлекут и тех бизнесменов, что брали губахинских рабов в... аренду. Но как быть с самими рабами: они же пошли в кабалу и оставались в ней фактически добровольно. Во всяком случае, последняя шестёрка. А это - именно рабство в кубе, то есть трижды перемноженное на себя. И где гарантия, что сегодня подобное не повторяется в каком-нибудь другом уютном поселении нашего славного и процветающего Прикамья?