НА ИНТЕРВЬЮ он приехал на велосипеде, который купил месяц назад. Пер-спектива остаться без льготного студенческого проездного за-ставила приобрести двухколёсного друга.
Но недавно стало известно: организованная им "Студенческая защита" выстояла-таки в восьмимесячной борьбе с чиновниками и частными перевозчиками. Выстояла и победила: власти Перми сохранят студентам проездные, да ещё и по старой цене - 460 рублей.
Сегодня марксист, историк и журналист Александр Резник - гость нашей редакции.
Кто-то делает деньги, кто-то - историю
СНАЧАЛА была просто любовь к истории. Потом - лицей ПГУ, где Александр познакомился с пермскими марксистами из Революционной рабочей партии. С их помощью и благодаря Интернету он открыл для себя целый мир различных леворадикальных идей и движений. Большое влияние на его взгляды оказали идеи Карла Маркса. Он убеждён, что "философия Маркса до сих пор самое революционное и прогрессивное мировоззрение".
- Александр, ты активно публикуешь исторические статьи на сайте "Социалистическое сопротивление". Последняя твоя работа посвящена внутрипартийной борьбе в стане большевиков в 20-е годы...
- Я считаю, что большевики - историческая форма революционного рабочего движения в совершенно конкретную эпоху индустриального общества и крайне отсталого российского капитализма. На мой взгляд, ленинская или так называемая троцкистская тактика, что одно и то же для 1917 го-да, была совершенно правильна. Другое дело, что никто не мог предсказать такие ужасы Гражданской войны. Как ни-кто не мог предсказать и поражения мировой революции, после чего судьба СССР как государства была предопределена. Я - троцкист. Для меня Сталин - олицетворение процессов бюрократизации и вырождения диктатуры пролетариата в диктатуру бюрократии, которая в 1991 году плавно перетекла в российскую бюрократию: на руководящих постах остались комсомол и КГБ, даже кресел не поменяли, только вывеску. Поэтому я против отождествления Сталина с марксизмом. Сталинизм - это отрицание марксизма.
Хотя развал Советского Союза - это всё-таки поражение социалистической идеи. Но я уверен, что сегодня она обретает второе дыхание. Если бы сейчас в России была настоящая левая партия, а не сервильная КПРФ, то, поверьте, туда выстроилась бы очередь из желающих записаться.
- И ваша организация "Соцсопр" - альтернатива именно КПРФ?
- Конечно. Хотя членов "Соцсопра" в Перми очень мало. Наиболее активны наши организации в Москве, Твери. К слову, в наших рядах есть высокооплачиваемые специа-
листы... Мы стараемся поддерживать рабочее движение, помогаем в создании профсоюзов. В Перми у нас очень хорошие отношения с профсоюзом фабрики "Камская-Нестле", с которым мы провели успешную акцию в марте. Раньше были тесные связи с профсоюзом работников тогда ещё муниципального автопарка. Его развал стал очень сильным поражением и для нас. Поэтому, кстати, одним из первоначальных требований студзащиты было восстановление муниципального автопарка.
- Понимаю, что для марксиста практика - критерий истины. И все-таки, зачем тебе всё это - организация митингов и пикетов, та же борьба за проездной?
- У альтерглобалистов есть замечательный лозунг: "Вы делаете деньги, мы - историю". У меня такой же подход: есть желание самому творить историю. Я не хочу строить банальную карьеру в погоне за большими деньгами. Мне хочется жить в обществе солидарности, обществе равных возможностей.
Почему хиппи становятся йаппи?
- СОВРЕМЕННАЯ молодёжная культура пестра, как лоскутное одеяло, в ней есть место и вашим идейным противникам - скинхедам. Столкновений с пермскими националистами не случалось?
- Нет. Я знаю пермских националистов, но их сложно назвать скинхедами. Вообще скинхеды бывают разные... Их культура - очень интересная субкультура, родившаяся в Великобритании и не имевшая на тот момент никакого отношения к нацизму. Культура, связанная с переосмыслением своих корней, принадлежности к рабочему классу. В России с движением скинхедов вообще полная неразбериха. Одни, например, - сталинисты, другие - язычники. Для меня же пермские националисты - какие-то непонятные сектанты. Один из их главарей, кстати, - бывший левый, с которым мы в своё время состояли в одной организации. По социальному статусу он неквалифицированный рабочий.
Было бы здорово, если бы у нас различные молодёжные субкультуры были развиты как на Западе. Я надеюсь, что по всей России пройдут акции протеста, если Госдума примет совершенно идиотский, на мой взгляд, закон о субкультурах. Согласно этому закону, эмо и готы по степени вредности приравниваются как раз к скинхедам! В Красноярске эмо с плакатами уже вышли на улицу. Тревожный звонок - в России начинают преследовать только за то, что ты одеваешься иначе, думаешь по-другому. При том, что 99% эмо и готов потом становятся обывателями.
- Ты сказал: "становятся обывателями". Не боишься, что это произойдёт и с твоими товарищами по "Соцсопру"?
- С большинством так и будет. На ум приходят Йошка Фишер и Даниэль Кон-Бендит - в прошлом леворадикалы, а теперь ярые ультралибералы. Да, они откровенные предатели, но если анализировать, то тогда они были даже не социалистами, а этакими "леваками" - анархиствующими ребятами. Как верно выразился Ленин, анархизм - это "вывернутая наизнанку буржуазность". И от первого ко второму рукой подать.
Если у человека нет твёрдых взглядов, то он не пройдёт испытания временем. Жизнь всегда противоречит твоим идеалам, и ты не можешь быть вечно молодым в плане сопротивления старческому маразму этого мира. Поэтому на определённом этапе ты говоришь себе: "Всё, иду на уступки. Я устал и убираю красный флаг".
- Ты способен, как те самые Йошка Фишер и Даниэль Кон-Бендит, которые в своё время не чурались толпой поколотить полицейского или метнуть "коктейль Молотова", за свои идеалы ударить или избить человека?
- Я считаю себя левым радикалом не в плане насильственных действий. Скорее это радикализм, связанный с мировоззрением и проведением определённой тактики. Маркс ведь руками не махал, но написал "Капитал", который бьет буржуазию получше любого кулака и кирпича. Я не могу себя представить избивающим человека. Но постоять за себя сумею, ведь я вырос в "гопническом" районе, где, признаться, меня уважали. Если ты не способен добиться уважения в так называемой "пацанской" среде, то и среди замечательной интеллигенции ты вряд ли это сумеешь.
В конце концов, нужно уметь конструктивно разговаривать как с властью, так и с гопниками. Помню, как по ночам, в бытность Каменева мэром, мы вчетвером расписывали заборы. Однажды нас окружила толпа гопников. Последовал традиционный для такой ситуации первый вопрос: "Есть 20 рублей?" - "Нет, ребята, у меня только сто рублей на штрафы, если задержит милиция", - ответил я. "А что вы делаете?" - последовал вопрос...
В конечном итоге, если говорить на жаргонном языке, парни стояли у нас на шухере.
Фото Рамиля ФАЙЗРАХМАНОВА