ЧЕГО только я не наслушалась перед отъездом во Францию от моих высокообразованных, знающих друзей и коллег!
Вот только самые типичные из высказываний:
- Париж - это праздник, который всегда с тобой!
- Возле Эйфелевой башни у тебя могут вытащить кошелёк...
- Париж достоин мессы.
И, наконец, самое распространённое:
- Увидеть Париж - и умереть!
Словом, оказалось, что буквально у каждого, кто был там хотя бы день и кто не был вообще, имелось своё собственное представление, свои легенды и мифы об этом действительно загадочном притягательном месте.
Русский Париж
МНЕ повезло. Мой скромный отель находился на улице Лафайет, в пятнадцати минутах ходьбы от самого большого в мире оперного театра "Опера Гарнье", на ступеньках которого начинаются практически все экскурсии, встречаются влюблённые, играют студенческие оркестры, назначаются свидания...
Прямо за театром - маленькая такая площадь, которая носит имя нашего Сергея Дягилева. В этом театре танцевали Нижинский, Нуриев, Лифарь... Именно здесь проходили знаменитые балетные "русские сезоны". А свод его зрительного зала расписывал - в своём неподражаемом стиле - Марк Шагал. Днём за восемь евро сюда можно прийти на экскурсию. Что я и сделала с большим удовольствием. Только, признаюсь, меня очень задело, что аудиотексты (экскурсия в наушниках) были практически на всех языках, даже на вьетнамском! А на русском - нет.
Та же история повторилась и в Лувре, и в Музее импрессионистов... Обидно.
Зато на русском кладбище, в Сент-Женевьев-де-Буа, куда мы приехали в тихий задумчивый день, покоятся Иван Бунин и Виктор Некрасов, Александр Галич и Андрей Тарков-ский, Рудольф Нуриев и Тэффи... Гении не только русской культуры.
Запомнились скамейки в Люксембургском саду, на одной из которых любили сидеть юные Анна Ахматова и Амедео Модильяни.
В музее - как дома
ОНИ удивительные, французские музеи. В них можно жить, что многие и делают. В просторных залах прохладно, везде скамеечки для отдыха, на которых, не раз видела, спят утомлённые посетители... Можно фотографировать, только без вспышки. Билет действителен на целый день: побродил по залам, вышел перекусить, отдохнуть - и, пожалуйста, по тому же билету можешь возвратиться обратно. Красота!
Есть специальные, в выходные, дни, когда довольно дорогой вход в музеи - восемь-десять евро - бесплатный. Сама в воскресенье утром видела солидную очередь в Музей Родена. И там же, в великолепном парке, неподалёку от знаменитого "Мыслителя", - симпатичную парочку, возлежавшую на зелёной лужайке.
"Хрустики"
ТАК, по словам одного из наших водителей, к слову, иммигранта из Минска, называют во Франции мотоциклистов и велосипедистов, которых здесь море и которые слишком часто попадают в аварии. Он поведал нам об этом прямо в день приезда, когда мы почти час простояли в пробке по дороге из аэропорта в отель. Да, а перед нами шла машина с английскими номерами, и из её окна всю дорогу непринуждённо торчали симпатичные ножки раскованной пассажирки!
Вообще же в Париже улицы узкие, парковаться сложно, поэтому, по словам гида, многие французы днём предпочитают метро.
В Европе нас знают
"АРГУМЕНТЫ и факты" я нашла в двух местах - на Елисейских Полях и в метро возле "Опера Гарнье". Отличная
бумага, хорошая печать... Стоят два евро, рядом - "Русская мысль"... Темнокожий продавец объяснил, что газета расходится замечательно, покупатели есть всегда, и не только русские. А чуть позже, гуляя по Монмартру, я была приятно удивлена, встретив трёх коллег из московской редакции "Аргументов и фактов". Маленький город Париж!
Подготовиться к поездке мне помогли не только рассказы и впечатления друзей и путеводители. Но и современная и своевременная для каждого путешественника, отправляющегося во Францию, книга эссе Анатолия Гладилина, которая завлекательно называется "Жулики, добро пожаловать в Париж"!
Фото автора