КРАЕВЫЕ законодатели поддержали предложение губернатора Пермского края Олега Чиркунова о передаче части налогов с краевого уровня в муниципальные образования. Наш край одним из первых в России решился на такой шаг.
ОКАЗЫВАЕТСЯ, к налогам тоже можно применить известное выражение - где родился, там и пригодился. В том смысле, что главы муниципалитетов могут распоряжаться дополнительными доходами, исходя из насущных потребностей своих территорий. А кому как не им знать эти потребности?
Самостоятельность и ответственность
И ВСЁ-ТАКИ основная причина увеличения объёмов закреплённых за территориями налогов в другом. Органы местного самоуправления завершают период становления после реформы. Краевые власти справедливо посчитали, что муниципалитеты созрели для большей самостоятельности. В том числе и финансовой.
Самостоятельность, как известно, предполагает и ответственность. В данном случае речь идёт об ответственности руководителей органов местного самоуправления за успешность своих территорий.
Как и ожидалось, полного единодушия с мест по поводу налоговых изменений поначалу не было. Некоторые главы муниципалитетов, вполне довольные тем, что всё за них решается сверху, без особого энтузиазма отнеслись к грядущим переменам. Привычка - великое дело. Зачем думать о собираемости налогов и развитии территории, если региональные власти всё равно "накормят" с ложечки субсидиями и субвенциями?
Конечно, намного проще сидеть с раскрытым "клювиком" и ждать, когда тебе скажут: "Скушай ложечку субвенций за губернатора. А это - за краевое правительство. Спасибо ему за дотации. И ещё ложечку - за наш парламент, дай Бог ему добра и здоровья".
Но таких руководителей оказалось совсем немного. Это показатель того, что муниципалитеты действительно созрели для большей самостоятельности.
Кто работает, тот ест
ДАВАЙТЕ вспомним, как Пермский край входил в муниципальную реформу. С 1 января 2006 года, в соответствии с федеральным законом, на
местный уровень была передана часть налоговых полномочий. Это, прежде всего, налог на доходы физических лиц - подоходный налог. В бюджеты городов и районов зачислялось 20% НДФЛ. Остальная часть шла в краевой бюджет. В 2008 году с краевого уровня в территории было передано дополнительно ещё 5 "подоходных" процентов. С 2009 года муниципалитеты получат очередную прибавку в 10%. Что в общей сложности составит 35%.
Хорошим дополнением станет и налог на имущество организаций, 70 процентов которого останется на местах. Постарался глава муниципалитета, чтобы предприятия зарегистрировали своё имущество, - получил дополнительную денежку в бюджет.
И последнее нововведение - транспортный налог. Здесь муниципалитеты получили полный карт-бланш. То есть все
100 процентов транспортного налога отдаются территориям. Сколько собрал - всё твоё.
По какому же принципу выбирались налоги для передачи в муниципалитеты? Во-первых, это налоги, на рост которых в той или иной степени может влиять местная власть. Второе условие - в финансовом отношении ни одна территория не должна проиграть. По расчётам министерства финансов края, в результате вносимых изменений увеличатся доходы всех городов и районов. В разной степени, конечно. Но времена уравниловки закончились. Именно это подчеркнул премьер краевого правительства Валерий Сухих.
- С точки зрения доходной части бюджета ни один муниципалитет не пострадает. Но новая логика позволит понять главам городов и районов, что будет происходить с наполнением бюджета, если они будут развивать экономику на территории муниципалитета. Привели новый бизнес, он зарегист-рировал имущество, - соответственно, будет больше налоговых поступлений в бюджет. У глав появится прямая заинтересованность. А значит, работа по развитию территорий будет происходить более осо-знанно.
Действительно, не надо быть великим финансистом, чтобы понять: где главы работают эффективно, там и денег будет больше. И наоборот. Понятно, что на первом этапе темпы роста будут разные. Но в этом тоже есть свой плюс. Когда-то же должен у муниципалов включиться соревновательный элемент. И должна наконец начать работать здоровая конкуренция, в первую очередь - в борьбе за человека и, конечно, за развитие бизнеса.
Внимание, на старт!
С ТОЧКИ зрения старта к более высокому социально-экономическому положению Пермского края, всё сделано правильно. Сейчас регион не может тянуть в одной экономической упряжке все территории. Распылит средства и увязнет. А когда появятся локомотивы, тогда за ними обязательно потянутся другие.
Расчёты показывают, что экономически развитые территории окажутся в более выгодном положении. Это города Пермь, Соликамск, Березники. Они превратятся в доноров. Пермь, например, выиграет около 800 млн рублей.
За ними следуют Кунгур, Ординский, Уинский, Нытвенский, Добрянский и другие районы. Увеличение доходной базы муниципалитетов будет несколько компенсировано сокращением фонда финансовой поддержки на 4 процента. Но проигравших территорий всё равно не будет, в подтверждение этого достаточно всего одной цифры. В результате всех изменений общая сумма дополнительных доходов, которые получат местные бюджеты, составит в 2009 году 3,5 миллиарда рублей.
Кто пишет сценарий? Парламентарии работают над бюджетом Пермского края
Долг платежом страшен. Ближайшие три года Пермский край будет жить взаймы
Затянем туже пояса. Как край обеспечит себя основными продуктами питания
Игра на опережение (08.04.2009)