КРАЕВЫЕ законодатели поддержали предложение губернатора Пермского края Олега Чиркунова о передаче части налогов с краевого уровня в муниципальные образования. Наш край одним из первых в России решился на такой шаг.
ОКАЗЫВАЕТСЯ, к налогам тоже можно применить известное выражение - где родился, там и пригодился. В том смысле, что главы муниципалитетов могут распоряжаться дополнительными доходами, исходя из насущных потребностей своих территорий. А кому как не им знать эти потребности?
Самостоятельность и ответственность
И ВСЁ-ТАКИ основная причина увеличения объёмов закреплённых за территориями налогов в другом. Органы местного самоуправления завершают период становления после реформы. Краевые власти справедливо посчитали, что муниципалитеты созрели для большей самостоятельности. В том числе и финансовой.
Самостоятельность, как известно, предполагает и ответственность. В данном случае речь идёт об ответственности руководителей органов местного самоуправления за успешность своих территорий.
Как и ожидалось, полного единодушия с мест по поводу налоговых изменений поначалу не было. Некоторые главы муниципалитетов, вполне довольные тем, что всё за них решается сверху, без особого энтузиазма отнеслись к грядущим переменам. Привычка - великое дело. Зачем думать о собираемости налогов и развитии территории, если региональные власти всё равно "накормят" с ложечки субсидиями и субвенциями?
Конечно, намного проще сидеть с раскрытым "клювиком" и ждать, когда тебе скажут: "Скушай ложечку субвенций за губернатора. А это - за краевое правительство. Спасибо ему за дотации. И ещё ложечку - за наш парламент, дай Бог ему добра и здоровья".
Но таких руководителей оказалось совсем немного. Это показатель того, что муниципалитеты действительно созрели для большей самостоятельности.
Кто работает, тот ест
ДАВАЙТЕ вспомним, как Пермский край входил в муниципальную реформу. С 1 января 2006 года, в соответствии с федеральным законом, на
местный уровень была передана часть налоговых полномочий. Это, прежде всего, налог на доходы физических лиц - подоходный налог. В бюджеты городов и районов зачислялось 20% НДФЛ. Остальная часть шла в краевой бюджет. В 2008 году с краевого уровня в территории было передано дополнительно ещё 5 "подоходных" процентов. С 2009 года муниципалитеты получат очередную прибавку в 10%. Что в общей сложности составит 35%.
Хорошим дополнением станет и налог на имущество организаций, 70 процентов которого останется на местах. Постарался глава муниципалитета, чтобы предприятия зарегистрировали своё имущество, - получил дополнительную денежку в бюджет.
И последнее нововведение - транспортный налог. Здесь муниципалитеты получили полный карт-бланш. То есть все
100 процентов транспортного налога отдаются территориям. Сколько собрал - всё твоё.
По какому же принципу выбирались налоги для передачи в муниципалитеты? Во-первых, это налоги, на рост которых в той или иной степени может влиять местная власть. Второе условие - в финансовом отношении ни одна территория не должна проиграть. По расчётам министерства финансов края, в результате вносимых изменений увеличатся доходы всех городов и районов. В разной степени, конечно. Но времена уравниловки закончились. Именно это подчеркнул премьер краевого правительства Валерий Сухих.
- С точки зрения доходной части бюджета ни один муниципалитет не пострадает. Но новая логика позволит понять главам городов и районов, что будет происходить с наполнением бюджета, если они будут развивать экономику на территории муниципалитета. Привели новый бизнес, он зарегист-рировал имущество, - соответственно, будет больше налоговых поступлений в бюджет. У глав появится прямая заинтересованность. А значит, работа по развитию территорий будет происходить более осо-знанно.
Действительно, не надо быть великим финансистом, чтобы понять: где главы работают эффективно, там и денег будет больше. И наоборот. Понятно, что на первом этапе темпы роста будут разные. Но в этом тоже есть свой плюс. Когда-то же должен у муниципалов включиться соревновательный элемент. И должна наконец начать работать здоровая конкуренция, в первую очередь - в борьбе за человека и, конечно, за развитие бизнеса.
Внимание, на старт!
С ТОЧКИ зрения старта к более высокому социально-экономическому положению Пермского края, всё сделано правильно. Сейчас регион не может тянуть в одной экономической упряжке все территории. Распылит средства и увязнет. А когда появятся локомотивы, тогда за ними обязательно потянутся другие.
Расчёты показывают, что экономически развитые территории окажутся в более выгодном положении. Это города Пермь, Соликамск, Березники. Они превратятся в доноров. Пермь, например, выиграет около 800 млн рублей.
За ними следуют Кунгур, Ординский, Уинский, Нытвенский, Добрянский и другие районы. Увеличение доходной базы муниципалитетов будет несколько компенсировано сокращением фонда финансовой поддержки на 4 процента. Но проигравших территорий всё равно не будет, в подтверждение этого достаточно всего одной цифры. В результате всех изменений общая сумма дополнительных доходов, которые получат местные бюджеты, составит в 2009 году 3,5 миллиарда рублей.