В Перми находится единственный в России мемориальный музей Сергея Дягилева. В нём хранятся вещи и документы, связанные с жизнью и деятельностью великого импресарио. За появлением каждого экспоната в музее стоит целая история. Особого внимания заслуживает оригинал фотографии, на котором изображён Сергей Дягилев и Жан Кокто. Как снимок оказался в Перми? Читайте в perm.aif.ru.
«Тараканова, не прячтесь!»
Одним из самых ценных экспонатов музейной экспозиции «Дома Дягилева» является фотография импресарио с Жаном Кокто (французским писателем, поэтом, драматургом, художником, сценаристом и кинорежиссёром) в Париже на премьере «Голубого экспресса». Показ одноактного балета состоялся 20 июня 1924 в театре на Елисейских полях. Подлинник этого растиражированного снимка в дар музею передала балерина Нина Тараканова (1911 – 1994 гг.).

Сегодня найти информацию об артистке непросто. Но благодаря фонду «Дом Дягилева» можно восстановить некоторые факты её биографии – запись разговора с Ниной Таракановой сохранилась на кассете в музее.
Балерина родилась в России, в 20-ых годах крёстная мама вывезла её в Париж. Воспитывалась она во французском лицее и занималась в Нестеровской балетной школе. В 1929 году, когда Нине Таракановой было 16 лет, её увидел Серж Лифарь и пригласил в балет Дягилева.
«Я танцевала в самом последнем ряду кордебалета. У Дягилева мне было замечательно, хотя он сам особенно мной не интересовался. Я помню, что всегда перед спектаклем мы выходили в костюмах. Он сидел на первом ряду и смотрел, хорошо ли они сидят на нас, все ли пуговицы застёгнуты», – вспоминала в разговоре с одним из учителей школы № 11 (сегодня гимназии им. С.П. Дягилева) Нина Тараканова.
Во время встречи балерина призналась, что побаивалась Дягилева из-за форс-мажора, который как-то раз произошёл на сцене.
«В одном балете я должна была пройти на пуантах кругом балерины. И я шла медленно, так, что у меня начали спускаться штаны. И когда я была спиной перед публикой, то они соскользнули и упали, я споткнулась и упала. Публика начала хлопать и смеяться. Это был колоссальный успех. После этого я очень боялась Дягилева», – смеясь, рассказывала Нина Тараканова.

Страх перед импресарио заставлял юную балерину прятаться от него. Но под конец сезона, когда Дягилев собрал всех артистов на сцене, ей всё-таки пришлось взглянуть в его глаза.
«Мы собрались на сцене, Дягилев сидел и каждому что-нибудь приятное говорил. Одной сказал: «Вы такая хорошенькая, хорошейте дальше», другим, кто плохо танцевал, он сделал маленький выговор. Я в это время, конечно, спряталась за какую-то декорацию и стояла дрожала, думала только о том, чтобы после моих штанов он обо мне забыл. Но он обратился ко мне: "Тараканова, не прячьтесь! Выходите. Ваши штанишки я вам прощаю, но не забуду"», – протяжно, словно воссоздавая тон Дягилева, рассказывала Нина Тараканова.
После Дягилева, балерина танцевала и у знаменитой Анны Павловой, но в разговоре с собеседником призналась, что после Дягилева ей было скучно.
«Когда Дягилев умер не было большого балета. Был балет у Анны Павловой. Она была чудной, просто изумительной. Но после Дягилева мне как-то скучно у неё было. Потому что у Дягилева всё время были новые балеты, нужно было, например, красить губы в голубой цвет. А тут был просто красивый, хорошенький, старомодный балетик. Не то. Не было ничего нового, азартного. Всё было слишком красиво», – сказала Нина Тараканова.
Фрагмент уникальной записи разговора с балериной, которая подарила мемориальному музею оригинал фотографии Сергея Дягилева и Жана Кокто, можно прослушать ниже.
А что ещё есть в музее?
Помимо уникального снимка Дягилева с Жаном Кокто и не менее ценных воспоминаний Нины Таракановой об импресарио, в мемориальном музее сохранились некоторые предметы мебели, которые, считается, стояли в семейном имении Дягилевых в Бикбарде. Как удалось найти их?
Как рассказали сотрудники музея, в 90-ых годах состоялась экспедиция в Бикбарду. Жители села принесли из своих домов деревянные стулья конца XIX – начала ХХ века, стол, этикетки вин и бутылки бикбардинского винокуренного завода. Теперь всё это бережно хранит фонд «Дом Дягилева».

Кроме этого, в Дягилевской гимназии (где и находится музей) стоит памятник импресарио, автором которого является выдающийся скульптор Эрнст Неизвестный. Ради монументального творения высотой более четырёх метров и весом порядка шести тонн пришлось разбирать крышу и укреплять фундамент учебного заведения. Подробнее об этом экспонате читайте по ссылке.
Напомним, в 2022 году отмечается 150-летия со дня рождения великого импресарио. К этой дате «АиФ-Прикамье» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив оцифровал наследие семьи Дягилева. Прогуляться в формате 3D-тура по «Дому Дягилева» в Перми, посмотреть фотографии из родового гнезда семьи в Бикбарде, а также увидеть редкие экспонаты мемориального музея можно на сайте «Неизвестный Дягилев».
По следам Дягилева. Что стало с имениями знаменитой пермской семьи
В первый раз во второй класс. Как учился Серёжа Дягилев
Голоса Дягилевых. Как знаменитая семья повлияла на культурную жизнь Перми
Боярин Докука или Петр I? От кого пошёл знаменитый пермский род Дягилевых
В тени Дягилевского. В Куеде проходит культурный фестиваль