Примерное время чтения: 7 минут
513

«Я - последователь Марселя Марсо»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ-Прикамье 21/10/2009

Одна из таких студий работает в Перми уже пару лет. Это студия-школа пантомимы для сцены и жизни Виктора и Ольги Никоновых.

Вся жизнь - за одну минуту

- Пантомима - это искусство говорить без слов, - утверждает Виктор Никонов. - Руками, мимикой, телом. У каждого в душе есть такие тонкие струны, которые отзываются только на очень лёгкие прикосновения. Пантомима задевает именно их. Поэтому она так привлекательна на сцене.

Пантомима создаёт свой мир. Как бы отгораживает себе пространство, в которое приглашает зайти других. Посмотреть и, возможно, присоединиться. Великий Марсель Марсо создал совершенно особый, неповторимый мир, в котором, вот представьте себе, ветер, которого на самом деле нет, дует, сносит артиста с ног, тот сопротивляется, старается встать... Потом ещё он показывал зрителям целую историю - рождение, детство, юность, старость, смерть. И всё это он делает за одну минуту.

Пришло время думающих

АИФ: Как вам пришла идея создать школу пантомимы?

- Дело в том, что мы с Ольгой провели всю жизнь на сцене. И всегда параллельно создавали какую-нибудь студию, например, в Екатеринбурге, в Краснодаре, где мы работали в театре. А здесь, когда я приехал работать в филармонию, то открыл студию в ДК имени Гагарина. Потом мы стали лауреатами, много гастролировали. После этого создали театр клоунов «Цуцики». И он был хорошо известен в Перми, мы опять же гастролировали. А почему занимаемся именно пантомимой? Да потому, что я пантомимист! (Смеётся.) До недавнего времени я не хотел ничего подобного делать. Было не время - только что закончились смутные девяностые. Но пару лет назад я почувствовал, что пришло совсем другое время. Я понял, что интеллектуальной молодёжи стали неинтересны всякие тусовки, ночные клубы, весь этот шум и гром… А последней каплей стал приезд сюда спектакля пантомимы «Однажды» санкт-петербургского театра «Дерево» в рамках «Золотой маски». Я видел его ещё в Екатеринбурге. Тогда я понял, что есть ещё актеры и зрители, которые тянутся к некоторой философии в творчестве, к чему-то большому…

Для внешнего успеха нужен внутренний комфорт

АИФ: Вы довольны своими учениками?

- Хорошие ребята и очень разные. Среди них есть люди, которым это необходимо на сцене, а есть те, кому это надо для себя. Первые занятия прошли великолепно, в одной из групп ребята раскрылись моментально, включились в «игру», которую мы предлагаем. Есть у нас одна девочка, невысокая и очень полная. И какая же она оказалась интересная! Самая заводная в группе. А вообще «раскрытие» зависит от комфорта. Если людям хорошо в этой среде, то всё получится. Мы стараемся настроить их на лёгкий такой лад. Некоторые люди приходят закрепощенные, да собственно, специально приходят, чтобы измениться… и - меняются.

АИФ: Если я сейчас присоединюсь к группе, то у меня получится? Или надо «подгадать» так, чтобы попасть к набору учащихся?

- Мы вот говорим «набор», «первое занятие»... На самом деле занятия выстроены так, что можно прийти в любой момент - хоть среди года. И с первого занятия «втянуться».

С пантомимой по жизни

АИФ: Вы сейчас открыли отделение школы в Пермском государственном университете?

- Это не отделение школы. Это студия. Изначально идея была такая - нам необходим зал. Потому что у нас с ребятами из первого набора возникла идея учебного театра. И мы уже начали готовить постановки, проекты. И я «присмотрел» зал в ПГУ. Пришёл и предложил занятия в студии для желающих в обмен на возможность репетировать. И эту идею очень хорошо приняли! И я тоже не пожалел: учащиеся-то пришли весьма яркие.

АИФ: А есть вероятность, что из вашего театра выйдут если не сценические артисты-пантомимисты, то, например, преподаватели?

- Конечно. Есть у нас девушка, которая ходит сюда как на физкультурные тренировки, работает соответственно, очень старательно и очень быстро набирает в качестве. Конечно, она будет где-то применять свои навыки. Как остальные? Один из наших учащихся занимается режиссурой. И он уже вплетает какие-то пластические миниатюры в свои работы. Год занятий дал ему возможность поставить очень серьёзную вещь: он сейчас работает над спектаклем по Хэммингуэю «Старик и море» - соединил современную хореографию с пантомимическими приёмами. Для того чтобы передать глубину новеллы, нужна собственная глубина. И умение до неё достать. И без пантомимы он бы вряд ли это смог. Пантомима вообще... очищающее искусство. Вот и великий Марк Захаров занимался в своё время пантомимой и очень ценил её...

Наследники Марселя Марсо

АИФ: Каким вы видите будущее школы пантомимы в Перми?

- Я думаю, что ребята из первых наборов понесут в город волну нового. Думаю, что в театральном городе Перми для нас найдётся место. Я даже думаю, к нам будут из других городов приезжать. Сейчас идут звонки - в Екатеринбург, например, приглашают. Именно со школой. Я скажу честно: я горд. Вот Марсель Марсо, легенда двадцатого века, создал школу в Париже. Работал с людьми, общался. Они разъезжались по Франции, по Европе... работали и обучали в других местах. И я, таким образом, - последователь великого мастера.


Досье:

Виктор Андреевич Никонов родился в Свердловской области, в городе Красноуфимске, 7 августа 1954 года.

В 1970 году начинает заниматься пантомимой в Свердловске у известного мима В. Ермошина.

1972 год - освоение школы пантомимы, сформированной известными в стране мимами Б. Амарантовым, А. Елизаровым при Всероссийской творческой мастерской (г. Москва).

1976 г.- служба в армии, ансамбль Группы войск в ГДР - артист пантомимы.

1977- 1980 гг. - работа в театрах музыкальной комедии артистом балета, создание и руководство студией пантомимы при Краснодарском университете. В это же время складывается творческий и семейный дуэт с Ольгой Лебзиной, выпускницей Пермского хореографического училища, партнёром по мим-дуэту «Цуцики» и по работе в Школе пантомимы.

1983 год- звание лауреата на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Гастроли по стране и за рубежом.

1992 год- создание в г. Перми группы мим-клоунов, а затем и гастрольного театра пантомимы и клоунады под названием «Цуцики».

2007 год - создание в Перми школы пантомимы.

Справка:

Пантомима (от греч. pantómimes - актёр, играющий с помощью одних телодвижений, буквально - всё воспроизводящий подражанием) - вид сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа являются пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика. Как любое театральное искусство, пантомима уходит корнями в античные времена - к театрам Древней Греции и Рима. В XIX веке пантомиму как самостоятельную театральную форму развивали британский клоун Джозеф Гримальди, французский клоун-мим Жан-Гаспар-Батист Дебюро (кстати, создатель знаменитой маски Пьеро). Позднее с пантомимы начал свою творческую деятельность великий Чарли Чаплин. В 1930-х - начало 70-х гг. самый известный актёр пантомимы - Жан-Луи Барро.

В России одним из ярчайших мимов и пантомимистов был Сергей Мейерхольд.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (3)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах